Отдел литературы по культуре и искусству подготовил книжно-иллюстративную выставку «Северный Леонардо да Винчи», приуроченную к 550-летию со дня рождения Альбрехта Дюрера, немецкого живописца, графика и гравера, одного из величайших мастеров западноевропейского Ренессанса.

Деятельность Альбрехта Дюрера имела определяющее значение для развития немецкой культуры первой половины XVI века. Через его мастерскую прошли десятки художников. Он создал мощную школу граверов и живописцев, распространивших новые принципы искусства по всей Германии.

Среди художников немецкого Возрождения Альбрехт Дюрер выделяется не только силой своего дарования, но и широтой интересов и разносторонностью знаний. Он первым среди живописцев обратился к освоению научных основ искусства. Его отличала жажда знаний, стремление к широкому образованию. Альбрехт Дюрер пробовал свои силы в архитектуре, занимался теорией фортификации, изучал математику, интересовался различными областями естественных наук. Кроме того, был знаком с латынью, читал древних авторов, сочинял стихи.

Альбрехт Дюрер

Подробнее о многогранном таланте этого выдающегося деятеля можно прочитать в изданиях, которые представлены на выставке «Северный Леонардо да Винчи».

Центральное место на ней занимает книга «Трактаты. Дневники. Письма» Альбрехта Дюрера». В ней составители стремились наиболее полно познакомить читателя с документами, освещающими биографию и творческий путь художника, с его взглядами на искусство, дать представление о широте и разнообразии интересов.

Ведь после себя Альбрехт Дюрер оставил богатое литературное наследие. Это биографические сведения, письма и дневники, которые сохранили интересный исторический материал. Как пишут исследователи, являясь ценными документами эпохи и быта, они рисуют жизнь Германии начала XVI века с охватившим ее всеобщим брожением, развитием гуманизма, страстными религиозными спорами.

Альбрехт Дюрер написал несколько теоретических трудов: «Руководство к измерению» (1525), «Наставление к укреплению городов» (1527) и «Четыре книги о пропорциях» (1528). В них впервые в Германии прозвучала мысль о высоком назначении искусства, о необходимости разностороннего образования для художника, были изложены основы геометрии и оптики. В XVI-XVII веках трактаты неоднократно переиздавались и переводились на многие языки. В настоящее время они считаются интересным памятником немецкого Возрождения.

Альбрехт Дюрер

Текст книги сопровождается большим количеством иллюстраций: репродукциями гравюр, рисунков и картин. Вступительная статья, перевод и комментарии принадлежат перу одного из самых авторитетных искусствоведов России Цецилии Нессельштраус, которая опубликовала литературное наследие Альбрехта Дюрера еще в 1957 году. С тех пор теоретические труды художника много лет не переиздавались. Лишь в 2001 году они вновь были напечатаны в одном из выпусков книжной серии «Наследие», знакомящей с литературным творчеством знаменитых мастеров живописи.

На выставке посетители увидят еще одно интересное издание Цецилии Нессельштраус ‒ альбом «Рисунки Дюрера». В нем отражена лишь некоторая часть из всего многообразия работ художника. Однако и они, как говорит искусствовед, позволяют удивляться щедрости таланта и размаху творческого диапазона этого замечательного мастера. Издание сопровождается увлекательной статьей о значении рисунка в художественном наследии Альбрехта Дюрера, который принадлежит к числу величайших рисовальщиков в истории западноевропейского искусства.

Репродукции известных произведений живописца представлены и в других альбомах, предложенных вниманию читателей на выставке. Это и портреты современников, и пейзажные акварели, и религиозные картины, и, конечно, гравюры, которые еще при его жизни стали частью общеевропейской культуры.

dtyrbbphjp

Тем, кто только начинает знакомиться с творчеством художника, следует обратить внимание на книгу «Мастер Дюрер». Автор монографии, специалист по искусству Возрождения Александр Степанов, анализируя избранные рисунки и гравюры, объясняет смысл и значение произведений, раскрывает оригинальность и глубину трактовки как новых, так и традиционных сюжетов в соответствии с духом времени и мировосприятии живописца. При этом исследователь рассказывает о возможностях графического искусства и особенностях его различных видов, помогает понять язык графики, раскрывает значимость графических средств выражения. Как и Альбрехт Дюрер в своих научных трудах, Александр Степанов в книге стремится вызвать у читателей жажду познания теоретических основ искусства.

В контексте истории творчество художника изучается в монографии «Дюрер и его эпоха» Михаила Либмана, известного специалиста по немецкому и итальянскому искусству Ренессанса. Автор рассматривает живопись, рисунок и графику Германии конца XV и первой половины XVI века. В своей книге он впервые в отечественном искусствознании пытается дать общий обзор творчества крупнейших мастеров эпохи Дюрера.

Таким образом, представленные издания позволяют создать целостное впечатление о значении наследия Альбрехта Дюрера в мировой культуре.

 

Приглашаем всех на выставку (3 этаж, каб. 302)!

 Елизавета Волкова,

главный библиограф отдела литературы по культуре и искусству

 

Культура. Гранты России. Общероссийская база конкурсов и грантов в области культуры и искусства. Российская библиотечная ассоциация Министерство культуры Российской Федерации Президентская библиотека им. Б.Н. Ельцина Портал Культура.рф АРБИКОН КОРБИС «Тверь и партнеры» Центр «ЛИБНЕТ» – базы данных в свободном доступе НФ «Пушкинская библиотека» Национальный информационно-библиотечный центр ЛИБНЕТ Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества Книжные памятники Российской Федерации Центральные библиотеки субъектов РФ Государственный Интернет-Сайт правовой информации Официальный сайт Российской Федерации для размещения информации об учреждениях Россия начинается здесь! Псковская область Российское военно-историческое общество Псковский областной центр народного творчества Год памяти и славы 2020