«Люди созданы просто для жизни. Человек рождается потеть от работы, хрустеть яблоками, ходить босиком по траве, браниться, мириться, любить кого-то и кому-то помогать, строить, чинить – вот для чего… Человек рождается - быть»

eshelon na samarkandГузель Яхина родилась 1 июня 1977 года в Казани в семье врача и инженера. Училась в физико-математическом лицее №131 и параллельно – в художественной школе. Еще во время учебы в школе Гузель увлеклась кинематографом и начала изучать сценарии. Окончила факультет иностранных языков Казанского государственного педагогического института. Начиная с 1999 года Гузель Яхина живёт в Москве, работала в сфере PR, рекламы и маркетинга. В 2015 году окончила сценарный факультет Московской школы кино. Публиковалась в журналах «Нева» и «Октябрь».

 «Эшелон на Самарканд» — это роман-путешествие о голоде 1920-х годов в Поволжье. По сюжету, молодой красноармеец Деев и принципиальная комиссар по делам детей Белая вывозят 500 погибающих от голода беспризорников из Казани в теплый Самарканд. Яхина писала книгу 2,5 года и изначально планировала создать небольшую повесть, но тема оказалась настолько обширной, что превратилась в роман. «Материал, который я изучала, кричал сам за себя. Поэтому получилось, что все мои искусственные конструкции, структуры ушли на второй план. И вышла вперед история взрослого человека 20−30 лет, а не ребенка-беспризорника, как планировалось. Тогда я приняла решение, что буду писать о голоде. Он стал главным героем романа», — сказала писательница.

Владислав Толстов «Петербургский дневник»,  10 марта 2021:

«Гузель Яхина темой нового романа взяла еще одну печальную страницу нашей новейшей истории – голод в Поволжье (…) В чем достоинства «Эшелона на Самарканд»? Прежде всего это очень динамичный, подвижный сюжет (сама Яхина в одном интервью назвала жанр «Эшелона на Самарканд» «красным истерном»): путешествие, опасности, подстерегающие в пути героев. Есть здесь и скрытый мелодраматический сюжет, потому что встретившиеся по пути злодеи тоже будут проходить проверку на человечность, эмпатию, милосердие. Есть метасюжет Большого Путешествия, который напоминает и «Одиссею», и поход аргонавтов, и «Хождение за три моря». Наконец, есть хороший язык (чего не было в прежних книгах Яхиной, за что ее ругали – и справедливо). Язык, насыщенный местной топонимикой, профессиональной экзотикой… В общем, это неплохой роман, сделанный по лекалам массовой культуры, конечно, но сделанный вдохновенно, продуманно и добросовестно… Конечно, «Эшелон на Самарканд» есть за что ругать. За недостаточно прописанных второстепенных персонажей (я с какого-то момента перестал запоминать всех этих беспризорных детей по их кличкам, поняв, что они все на одно лицо). За некоторое навязчивое педалирование темы голодающих детей – хотя это, конечно, только читательское восприятие. Это очень кинематографичная история, и на ее экранизацию уже куплены права. А купил их сам Алексей Ефимович Учитель, и это неспроста, как мы понимаем. Учитель тоже много что знает о массовом вкусе и предпочтениях простого читателя».

guzel yakhina

Мнения читателей:

«Эшелон с беспризорными детьми добирался из Казани до Самарканда около 40 дней, а споров об этой книге будет на многие месяцы… Гузели намного ближе не писательская, а сценарная подача информации. Меня не покидало ощущение, что я читаю именно сценарий: скупо, штрихами, психологической глубины героев нет – вероятно, в надежде, что актеры «докрутят» характеры жестами, мимикой, интонацией… Да, в «Эшелоне» нет большущих художественных достоинств, но так уж получилось, что у книг Гузели Яхиной оказывается другая важная миссия – быть спусковым крючком. Вызывать бурные споры. Встряхивать историческую память. О голоде надо начать говорить. Хоть как-то. Голос Яхиной не лучший, но первый за долгое время голос писателя на эту тему… Я надеюсь, что книга вызовет желание разобраться в теме настоящего голода».

«Впечатления очень и очень неоднозначные. С одной стороны, тема затронута серьезная, в какой-то мере слабо знакомая в подробностях. С другой - ярко выражена некая хайповость на теме голода в Советской России, скорее, для привлечения читателей… Читается, кстати, легко, не нужно продираться сквозь мысли и догадываться, что хотел сказать автор, это в целом очевидно. Общее впечатление неоднозначное, но один раз прочитать данную книгу есть смысл. Хотя бы для того, чтобы потом обратиться к более серьезным книгам по теме».

«Да, правы те, кто говорит, что сюжет сильно отдаёт рождественской сказкой. Есть такое дело – таки отдаёт. Но это, пожалуй, неизбежные издержки попытки чуть ли не впервые взглянуть на историю Гражданской войны без ангажированности с той или другой стороны. На мой взгляд, язык романа тоже хорош. Он скорее классический – достаточно функциональный, но в то же время не лишенный образности. А главное – Яхина прекрасно умеет создавать картинку. Что, впрочем, не удивительно – «Эшелон» писался явно в расчете на экранизацию.

Сама Яхина определяет жанр «Эшелона» как «красный истерн», то есть как жанр, который принадлежит к популярной, развлекательной литературе. «Эшелон» (и «Зулейха») – это некий симбиоз современной прозы и жанровой литературы. Подобная тенденция в последнее десятилетие проявляется всё чаще и чаще. Серьёзные писатели, например, Водолазкин («Авиатор»), Дмитрий Быков («Оправдание», «Орфография», «Икс»), Чижова («Китаист») и другие охотно используют в своих довольно сложных текстах приёмы фантастики и альтернативной истории. Хорош такой симбиоз или плох? С одной стороны, плох – не желающий выходить из зоны комфорта читатель всё больше склонен усваивать серьёзные темы исключительно в увлекательной обёртке. С другой стороны – а может быть, этот симбиоз таит в себе новые возможности и открытия? Литературный процесс не стоит на месте, ведь стремительно меняющийся мир требует для своего отображения и осмысления новых форм. Так можно ли назвать «Эшелон» конъюнктурой? На мой взгляд – очень даже. Но это мастерски сделанная конъюнктура».

Яхина, Гузель Шамилевна. Эшелон на Самарканд: роман / Гузель Яхина. – Москва: Издательство АСТ: Редакция Елены Шубиной, 2021. – 507, [5] с. – (Проза Гузель Яхиной).

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!
Информация 12+
Свидетельство о регистрации средства массовой информации: Эл № ФС77−53556 от 4 апреля 2013 года выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Учредитель, редакция При использовании материалов прямая ссылка на сайт pskovlib.ru обязательна.
Контакты Адрес
Официальный интернет-ресурс для информирования о социально-экономической ситуации в России. Культура. Гранты России. Общероссийская база конкурсов и грантов в области культуры и искусства. Российская библиотечная ассоциация Министерство культуры Российской Федерации Президентская библиотека им. Б.Н. Ельцина Портал Культура.рф АРБИКОН КОРБИС «Тверь и партнеры» Центр «ЛИБНЕТ» – базы данных в свободном доступе НФ «Пушкинская библиотека» Национальный информационно-библиотечный центр ЛИБНЕТ Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества Книжные памятники Российской Федерации Центральные библиотеки субъектов РФ Государственный Интернет-Сайт правовой информации Официальный сайт Российской Федерации для размещения информации об учреждениях Россия начинается здесь! Псковская область Российское военно-историческое общество Псковский областной центр народного творчества Год памяти и славы 2020