Дмитрий Дмитриевич Шостакович (1906-1975)  ̶  один из крупнейших советских композиторов, выдающийся пианист, педагог и общественный деятель.

Он был удостоен звания Народного артиста СССР (1954), Героя Социалистического Труда (1966), Государственной премии СССР (1941, 1942, 1946, 1950, 1952, 1968), Государственной премии РСФСР (1974), премии им. Сибелиуса, Международной премии мира (1954). Почетный член академий и университетов многих стран мира. 

Знакомим с жизнью и творчеством композитора.

Дмитрий Дмитриевич Шостакович (1906-1975)  ̶  один из крупнейших советских композиторов, выдающийся пианист, педагог и общественный деятель. Он был удостоен звания Народного артиста СССР (1954), Героя Социалистического Труда (1966), Государственной премии СССР (1941, 1942, 1946, 1950, 1952, 1968), Государственной премии РСФСР (1974), премии им. Сибелиуса, Международной премии мира (1954). Почетный член академий и университетов многих стран мира. 


Дмитрий Шостакович является одним из самых исполняемых в мире мастеров музыки. Высокий уровень композиторской техники, способность создавать выразительные мелодии и темы, виртуозное владение полифонией и искусством оркестровки, в сочетании с личной эмоциональностью и колоссальной работоспособностью, сделали его сочинения яркими, самобытными и обладающими художественной ценностью.

Значительным считается вклад Дмитрия Шостаковича в развитие музыки XX века. Композитор оказал существенное влияние на многих современников и последователей. Среди них  ̶  Кшиштоф Пендерецкий, Сергей Слонимский, Альфред Шнитке, Эса-Пекка Салонен, Леонард Бернстайн и другие.

Великая Отечественная война стала особой страницей в творческой биографии Дмитрия Шостаковича.  Вместе с другими жителями Ленинграда он принимал участие в обороне города, строил противотанковые укрепления, дежурил на крышах домов, работал пожарным. Однако добровольцем в Красную Армию его так и не взяли, а в октябре 1941 года вместе с семьей был эвакуирован в Куйбышев (ныне Самара). И все свои силы гениальный композитор отдал занятиям творчеством. Именно музыка стала главным оружием Дмитрия Шостаковича.

До эвакуации он вместе с артистом Николаем Черкасовым руководил театром народного ополчения, работал в Ленинградском музыкальном издательстве. Как и другие композиторы, Дмитрий Шостакович писал песни для армии и народа, среди которых наибольшую известность получила композиция «Клятва наркому» на стихи Виссариона Саянова. Главным героем в ней был народ, произносящий торжественную клятву, а музыка подчеркнула слова призыва к подвигу, сплочению и веры в скорую победу.

Именно в годы войны Дмитрий Шостакович создал свое выдающееся творение  ̶  Седьмую симфонию, которая стала музыкальным символом блокады Ленинграда.

Автор вспоминал о работе над ней: «Я писал ее быстрее, чем предыдущие произведения. Я не мог поступить по-другому, и не сочинять ее. Вокруг шла страшная война. Я всего лишь хотел запечатлеть образ нашей страны, которая так отчаянно сражается в собственной музыке. В первый день войны я уже принялся за работу. Тогда я проживал в консерватории, как и многие мои знакомые музыканты. Я являлся бойцом противовоздушной обороны. Я не спал, и не ел и отрывался от сочинения только, когда дежурил или при возникновении воздушных тревог».

Премьера состоялась 5 марта 1942 года в Куйбышеве, где в то время находилась в эвакуации труппа Большого театра, и транслировалась по радио на всю страну. Произведение было исполнено в Куйбышевском театре оперы и балета оркестром ГАБТ СССР под управлением дирижёра Самуила Самосуда.

С самого начала симфонию восприняли как символ победы. По словам известного скрипача и педагога Давида Ойстраха, «музыка Шостаковича прозвучала как пророческое утверждение над фашизмом, как поэтическое обобщение патриотических чувств народа, его веры в торжество гуманизма».

В блокадном Ленинграде Седьмую симфонию услышали 9 августа 1942 года в исполнении оркестра Ленинградского радиокомитета, которым дирижировал Карл Элиасберг. Партитура вместе с другим ценным грузом была доставлена на специальном самолете в осажденный город из Куйбышева. Музыкантов катастрофически не хватало, и их пришлось приглашать из военных частей. В день исполнения все артиллерийские силы Ленинграда бросили на подавление огневых точек врага, так как ничто не должно было помешать выступлению. По воспоминаниям очевидцев, Большой зал филармонии был полон, люди несли живые цветы. Произведение потрясло и вдохновило жителей Ленинграда и одновременно привело в замешательство врагов.

Седьмая симфония неоднократно исполнялась не только в России, но и за рубежом. В первый послевоенный сезон она была сыграна почти во всех крупных европейских городах: в Париже, Белграде, Риме, Осло, Вене и многих других. Зимой 1946-47 года знаменитое произведение прозвучало в Берлине.

После завершения Седьмой симфонии Дмитрий Шостакович создал неоконченную оперу «Игроки» по творчеству Николая Гоголя. Композитор решил писать ее непосредственно по тексту пьесы без каких-либо сокращений. В процессе работы выяснилось, что опера обещает быть весьма протяженной. По этой причине Дмитрий Шостакович пришел к выводу, что дальнейшее ее сочинение является бессмысленным. Впоследствии композитор никогда больше не возвращался к работе над партитурой.

Затем Дмитрий Шостакович обратился к камерному жанру. Он написал Вторую сонату для фортепиано. Она была посвящена памяти выдающегося мастера педагогики Леонида Николаева и отразила душевные переживания в период трагической эпохи.

Результатом воспоминаний о друзьях стали романсы на стихи английских и шотландских поэтов. Самый многозначительный из них, 66 сонет Уильяма Шекспира,  был посвящен музыковеду Ивану Соллертинскому.

Все эти произведения послужили толчком к обращению к симфонической музыке. Так в июле 1943 года (через несколько месяцев после обороны Сталинграда) Дмитрий Шостакович начал писать Восьмую симфонию, и 9 сентября партитура была уже закончена.

Новое сочинение  отличалось не только размерами (пять частей её звучат более часа), но и своим драматическим содержанием, накалом трагедийных чувств. Продолжая раскрытие военной темы, Дмитрий Шостакович выразил музыкой огромную амплитуду человеческих переживаний.

Сам композитор по окончании работы над ней писал: "Это мое новое сочинение является своеобразной попыткой взглянуть  в будущее, в  послевоенную эпоху. Идейно-философскую концепцию моего нового произведения я могу выразить очень кратко, всего двумя словами: жизнь прекрасна. Все тёмное мрачное сгинет, уйдёт, восторжествует прекрасное".

Премьера состоялась в дни празднования Великой Октябрьской социалистической революции. Произведение исполнил Симфонический оркестр СССР под управлением Евгения Мравинского, которому оно в дальнейшем и было посвящено.

Столь оглушительного успеха, как Седьмая симфония, сочинение не имело. Как отмечала исследователь Софья Хентова: «В суждениях музыкантов преобладали сдержанность, иногда  ̶  недоумение, похвалы с оговорками».

В настоящее время о Восьмой симфонии говорят и пишут как об одном из самых замечательных произведений искусства XX века, считая ее сложнейшим и глубоко трагедийным симфоническим сочинением.

После Дмитрий Шостакович решил фундаментально поработать в камерно-инструментальной музыке. Это было связано с обострившимися во время войны чувствами тоски о близких людях, ценностями дружбы.

В начале 1944 года композитор приступил к сочинению Трио (ор. 67) для скрипки, виолончели и фортепиано, которое он впоследствии посвятил памяти Ивана Соллертинского. Воспоминания об умершем друге сменялись мыслями о тех, кого сгубило военное лихолетье. Финальная часть сочинения пробуждала у слушателей воспоминания о лагерях смерти Освенцима и Майданека, страшных зверствах фашистов. По мнению польского музыковеда Кшиштофа Мейера, Трио – это своеобразная камерная параллель Восьмой симфонии и одно из самых трагических сочинений Дмитрия Шостаковича.

Произведение было отмечено Государственной премией второй степени за 1943-1944 годы.

Затем композитор сразу же начал работать над Вторым струнным квартетом, который стал своего рода продолжением Трио. На музыку произведения повлияла радость приближающейся победы. В ней не было уже явных отзвуков военных бурь, трагические события постепенно отходили в прошлое. В одной из своих монографий Софья Хентова назвала Квартет итогом большого военного цикла, оптимистическим резюме.

Характеризуя свои произведения того страшного периода, Дмитрий Шостакович писал: «Мне кажется, что моя музыка запечатлела чрезвычайно интересный, сложный и трагический облик нашей эпохи». До конца жизни они оставались для композитора самой волнующей частью его биографии.

Великая отечественная война оказала большое влияние на дальнейшее творчество Дмитрия Шостаковича.  Военные темы присутствовали во многих его произведениях: в музыке к кинофильмам («Молодая гвардия», «Встреча на Эльбе», «Падение Берлина», «Пять дней ̶ пять ночей»), в камерных (Третий квартет) и симфонических сочинениях (Девятая, Десятая, Четырнадцатая симфонии, Первый скрипичный концерт). Кроме того, в теоретических работах для молодого поколения композитор не переставал обращаться к своим выдающимся музыкальным  творениям того трагического времени.

Более подробно о жизни и творчестве Дмитрия Шостаковича можно узнать, обратившись к изданиям, которые находятся в фонде отдела литературы по культуре и искусству.

Особое внимание хочется обратить на сайт Народного музея «А музы не молчали…»  о творческой жизни блокадного Ленинграда. В его коллекции имеются уникальные материалы по Седьмой симфонии Дмитрия Шостаковича. Немаловажным является то, что благодаря сайту желающие имеют возможность совершить увлекательную виртуальную экскурсию по Музею.

 

Библиография

 

Книги

 

1. Данилевич Лев Васильевич. Дмитрий Шостакович / Данилевич Лев Васильевич, 1980.

 

2. Дмитрий Шостакович / Ковнацкая Людмила Григорьевна : исследования и материалы. Вып. 1 / ред.-сост.: Л. Ковнацкая, М. Якубов / Архив Д. Д. Шостаковича. - Москва : DSCH, 2005. - 208 с. - Рез. на англ. яз.

 

3. Дмитрий Шостакович / Дигонская О. : исследования и материалы. Вып. 2 / ред.-сост.: О. Дигонская, Л. Ковнацкая / Архив Д. Д. Шостаковича. - Москва : DSCH, 2007. - 283, [2] с. - Рез. на англ. яз. - Библиогр. в подстроч. примеч.

 

4. Изучая мир Дмитрия Шостаковича / Овсянкина Галина Петровна; Шитикова Раиса Григорьевна : сборник статей / Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена ; Каф. музык. воспитания и образования ; [сост. Г. П. Овсянкина ; науч. ред.: Г. П. Овсянкина, Р. Г. Шитикова]. - Санкт-Петербург : Союз художников, 2011. - 239 с. - Библиогр. в примеч. в конце ст.

 

5. Мазель Л. Симфонии Д.Д. Шостаковича : путеводитель / Мазель Л. - Москва : Советский композитор, 1960.


6. Мейер Кшиштоф. Шостакович : Жизнь. Творчество. Время / Мейер Кшиштоф , Тиморева Александра Васильевна / [пер. с пол. Е. Гуляевой ; послесл. С. Бэлзы]. - М. : Молодая гвардия, 2006. - 439, [1] с., 16 л. ил . - Крат. библиогр.: с. 434-435.

 

7. Михеева Л. Жизнь Дмитрия Шостаковича / Михеева Л. - М. : Терра, 1997. - 368 с

 

8. Орлов Генрих Александрович. Симфонии Шостаковича / Орлов Генрих Александрович / Гос. науч.-исслед. ин-т театра и кинематографии. - Л. : Музгиз, 1961. - 324 с., [1] л. портр. - Библиогр.: с. 318-323.

 

9. Советские композиторы - фронту : самоотчеты-воспоминания / сост. Г.А. Поляновский. - М. : Советский композитор, 1989.

 

10. Третьякова Лилия Сергеевна. Дмитрий Шостакович / Третьякова Лилия Сергеевна - М. : Советская Россия, 1976. - 240 с., [8] л. ил. - На пер. авт. не указан

 

11. Хентова Софья Михайловна. Шостакович в Петрограде - Ленинграде / Хентова Софья Михайловна, 1979.


12. Хентова, Софья Михайловна Д. Д. Шостакович в годы Великой Отечественной войны / Хентова, С. - Л. : Музыка, 1979.

 

13. Хентова Софья Михайловна. Шостакович. Жизнь и творчество : [В 2 т. ]. Т. 1 / Хентова Софья Михайловна - Л. : Советский композитор, 1985. - 544 с.: ноты, ил.


14. Шостакович Д. Дмитрий Шостакович о времени и о себе, 1926-1975 / Шостакович Д. - М. : Советский композитор, 1980.

 

15. Шостакович: между мгновением и вечностью : Документы. Материалы. Ст. / Рос. ин-т истории искусств. СПб. Гос. консерватория им. Н. А. Римского-Корсакова. - СПб. : Композитор, 2000. - 920 с.: ил .

 

16. Шумаков Николай Дмитриевич. Трагический голос века : роман о Д. Д. Шостаковиче / Шумаков Николай Дмитриевич / Николай Шумаков. - Санкт-Петербург : NIKA, 2009. - 327 с.

 

Нотные издания

 

1. Шостакович Д. Квартет № 2 [Ноты] : для двух скр., альта и в-чели : голоса / Шостакович Д. - М. : DSCH, 2000.

 

2. Шостакович Д. Песни [Ноты] : для голоса или хора с фп. / Шостакович Д. / ред. П.Теплов. - М. : Музгиз, 1956. - 22 с .

 

3. Шостакович Д. Седьмая симфония [Ноты] : партитура / Шостакович Дмитрий Дмитриевич - М. : Государственное музыкальное издательство, 1958.

 

4. Шостакович Д. Восьмая симфония [Ноты] : перелож. для фп. в 4 руки / Шостакович Д. / перелож. Л. Атовмьян. - М. : Музыка, 1966.

 

5. Шостакович Д. Соната № 2 [Ноты] : ор. 64 : для фп. / Шостакович Д. - М. : Государственное музыкальное издательство, 1960.

 

6. Шостакович Д. Трио [Ноты] : ор. 67 : для фп., скр. и в.-чели / Шостакович Д. - М. - Л. : Государственное музыкальное издательство, 1945.

 

Статьи

 

1. Бочарова, М. Музыка в блокадном Ленинграде : победители / Бочарова, М. // Патриот Отечества. - 2015. - № 1. - С. 14-15.

 

2. Гордеева, А. Ленинградская история / Гордеева, А. // Музыкальная жизнь. - 2014. - № 2. - С. 24-25.

 

3. Двоскина, Е. Восьмая симфония Шостаковича и Сталинская премия / Двоскина, Е. // Музыкальная академия. - 2008. - N 2. - С. 88-94.

 

4. Мерзликина, О. Пережившие блокаду... / Мерзликина, О. // Музыкальная жизнь. - 2014. - № 2. - С. 55-57.

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!
Информация 12+
Свидетельство о регистрации средства массовой информации: Эл № ФС77−53556 от 4 апреля 2013 года выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Учредитель, редакция При использовании материалов прямая ссылка на сайт pskovlib.ru обязательна. Информационная безопасность: как не поддаться на уловки кибермошенников
Контакты Адрес
Официальный интернет-ресурс для информирования о социально-экономической ситуации в России. Культура. Гранты России. Общероссийская база конкурсов и грантов в области культуры и искусства. Российская библиотечная ассоциация Министерство культуры Российской Федерации Президентская библиотека им. Б.Н. Ельцина Портал Культура.рф АРБИКОН КОРБИС «Тверь и партнеры» Центр «ЛИБНЕТ» – базы данных в свободном доступе НФ «Пушкинская библиотека» Национальный информационно-библиотечный центр ЛИБНЕТ Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества Книжные памятники Российской Федерации Центральные библиотеки субъектов РФ Официальный сайт Российской Федерации для размещения информации об учреждениях Официальный сайт Комитета по культуре Псковской области Псковская область Российское военно-историческое общество