"Наступающий, 2017 год – год столетия Февральской и Октябрьской революции. Это весомый повод ещё раз обратиться к причинам и самой природе революции в России. Не только для историков, учёных – российское общество нуждается в объективном, честном, глубоком анализе этих событий. Это наша общая история, и относиться к ней нужно с уважением".
Из Послания Президента Федеральному собранию 1 декабря 2016 года.
"Наступающий, 2017 год – год столетия Февральской и Октябрьской революции. Это весомый повод ещё раз обратиться к причинам и самой природе революции в России. Не только для историков, учёных – российское общество нуждается в объективном, честном, глубоком анализе этих событий. Это наша общая история, и относиться к ней нужно с уважением".
Из Послания Президента Федеральному собранию 1 декабря 2016 года.
Сайт «Российского исторического общества»>>>
Согласно с планом (п. 37) Фонд исторической перспективы организует цикл онлайн лекций «Россия и революция. 1917-2017».
Первая лекция состоялась 17 февраля>>>
Лектор: Репников Александр Витальевич – доктор исторических наук, заместитель начальника Центра документальных публикаций Российского государственного архива социально-политической истории; профессор Российского университета театрального искусства (ГИТИС). Автор и соавтор более 600 научных, учебно-методических работ и документальных публикаций. Область научных интересов: политические партии, идеология и практика русского консерватизма и национализма; историческая биография.
Тема лекции: «1917 год: за Февралем идет Октябрь».
Трансляция на канале https://www.youtube.com/watch?v=8C0OgRvvfiA в 17.00.
Вторая лекция состоялась 14 марта>>>
Лектор: Аксючиц Виктор Владимирович, советский и российский философ, богослов, публицист.
Тема лекции: "Революция в России как цивилизационный слом".
В лекции были рассмотрены причины и последствия революции в России. Была дана оценка революции, как цивилизационного слома всех основ государства.
Видеотрансляцию лекции можно посмотреть по ссылке https://www.youtube.com/watch?v=lfxzeeAlI84
Третья лекция проекта "Россия и революция. 1917-2017" состоялась 28 марта 2017 года.
Лектор: Валентин Юрьевич Катасонов, доктор экономических наук, профессор кафедры международных финансов МГИМО.
Тема лекции: "Социально-экономические предпосылки революции в России".
В лекции рассмотрены социально-экономические аспекты революции в России.
10 апреля 2017 года в Фонде исторической перспективы состоялась четвертая онлайн лекция проекта "Россия и революция. 1917-2017".
Лектор: Решетников Леонид Петрович, генерал-лейтенант службы внешней разведки в отставке, кандидат исторических наук, председатель наблюдательного совета телеканала "Царьград".
Тема лекции: "Революция в России и феномен Русского мира за рубежом".
В лекции были рассмотрены вопросы исторического формирования Русского мира, современные аспекты и перспективы.
- С 1 марта в течение года планируется ежедневная публикация фотоматериалов, связанных с событиями 1917-1927 гг., на портале www.russiainphoto.ru
- Псковская областная универсальная научная библиотека представляет выставку к 100-летию Февральской революции 1917 года>>>
- Краеведческий ресурс Псковской областной универсальной научной библиотеки «Псковиана» представляет материалы фонда, рассказывающие о событиях, происходивших в Пскове в 1917 году.
- Виртуальная выставка «1917-й. Русская революция в лицах» представляет хронологию событий с с 9 (22) января по 9 (22) марта 1917 года и политических деятелей, сыгравших в этих событиях значительную роль.
1917-й в письмах и дневниках - на сайте «Год литературы»
Уже опубликованы воспоминания Анны Ахматовой, Сергея Прокофьева, Александра Бенуа. Веры Судейкиной…
«Когда думаешь о 1917-м, то невольно оглядываешься на самого себя: что в тебе осталось от тех чувств, которые в свое время казались единственно правильными? Что в нас осталось от детской кумачовой гордости 1967-го (тогда праздновали 50-летие Октября)? Жива ли в нас та солидарность с революционерами, с комиссарами в пыльных шлемах, которой мы были искренне захвачены в нашей комсомольской юности? А быть может, мы истово и восторженно (как бывало в горбачевскую перестройку) стоим за монархию и нами движет обида за ту, канувшую в Лету, державу? Или мы осуждаем и «белых» и «красных» и проклинаем все революции, как осуждали и проклинали в 1990-е? А может, в нас осталось лишь равнодушие и отчуждение нулевых: что нам этот 1917-й, у нас своих проблем хватает… Ничего этого в нас сегодня, кажется, нет. И нравится это политикам или нет, но на смену политизированным чувствам пришло простое человеческое сочувствие. Сопереживание ВСЕМ, кто жил на сломе эпох, кого втянуло в сатанинскую воронку противостояния и братоубийства. Похоже, мы стали понимать — нет, не скрытые пружины случившегося, не сложные исторические процессы — а просто людей мы стали понимать.»
Очень интересные материалы о событиях 1917 года и состоянии российского общества того времени представляет просветительский проект Арзамас.
Курсы: Бориса Колоницкого "Революция 1917" и Льва Лурье "Петербург накануне революции".
Каждый курс включает аудио-лекции, названные в проекте «эпизодами», которые можно свободно скачать на собственное устройство и не зависеть от Сети. Дополняют знания, полученные при прослушивании лекций, иллюстрированные текстовые материалы по теме курса.
Курс № 42
Аудиолекции историка Бориса Колоницкого, воспоминания очевидцев, лучшие исследования эпохи, детские рисунки и обзор главных событий 1917 года.
7 лекций, 6 материалов
Аудиолекции:
1. «Измена и обман»: политический кризис кануна революции.
Почему Николай II к февралю 1917 года остался без поддержки.
2. Февральская революция: спонтанная или организованная.
Как начались события февраля 1917 года и были ли они спланированы
3. Победа революции: солдаты и депутаты против царя.
Как гвардейцы оказались среди восставших и как события в Петрограде привели к отречению Николая II.
4. Культ «вождя революции»: взлет Александра Керенского.
Как борец за свободу и «главноуговаривающий» покорил армию
5. Керенский и Корнилов: предчувствие гражданской войны.
Как провалился Корниловский мятеж и кто от этого выиграл
6. Неизбежность Октября: крах Временного правительства.
Что бы было, если бы Ленину на голову упал кирпич
7. Мифы о революции и начало Гражданской войны.
Какой конфликт предопределил развитие России в ХХ веке.
Курс № 17
Лев Лурье о том, как жила столица огромной империи, где пили гвардейцы и дрались хулиганы, и о том, как все это в одночасье кончилось.
6 лекций, 33 материала
Лекции:
1. Императорский дом.
Какие проблемы были в семье Романовых, каким характером обладал император и почему друзьям он предпочитал общество жены.
2. Высший свет.
Кто и как решал в Петербурге судьбу страны, почему быть гвардейцем было почетно, но невыгодно и при чем здесь яхт-клуб.
3. Интеллигенция Серебряного века.
Из кого состояла петербургская интеллигенция, как она относилась к власти и почему была далека не только от народа, но и от высшего света.
4. Крестьяне в городе.
Что ожидало приезжего в Петербурге, какие социальные лифты помогали самым предприимчивым и кому революция была нужна меньше всего.
5. Хулиганы, попрошайки,…
Как Петербург стал опасным городом, почему на его улицах было столько хулиганов и как жены чиновников брали взятки.
6. Пролетарии и революция.
Почему у рабочих не было будущего, кто первым получал по голове во время забастовки и как из-за одной стачки пало самодержавие.