В рамках Года педагога и наставника очередной выпуск «Литературного четверга» посвящен Константину Дмитриевичу Ушинскому – русскому педагогу, писателю, основоположнику научной педагогики в России. В феврале 2023 года отмечается 200-летие со дня его рождения.

За два века в отечественной педагогике изменилось очень многое – именно благодаря Ушинскому. Ещё в 1859 году он ввел новый стандарт женского образования в России. Ушинскому предложили должность инспектора Смольного института благородных девиц. В те времена девушки проводили в нём девять лет практически в полной изоляции.

Ушинский отменил разделение учениц на «благородных» и «неблагородных», добился того, чтобы занятия велись не на французском, а на русском языке; полностью сменил преподавательский состав и создал новый учебный план с углублённым изучением естественных наук и литературы; открыл двухлетний педагогический курс, по окончании которого девушки могли преподавать;  ввёл практику педагогических совещаний и учредил преподавательские конференции для обмена опытом; сократил обучение с девяти до семи лет и добился для девушек права уезжать домой на каникулы и праздники. 

 «Педагогика не наука, а искусство — самое обширное, сложное, самое высокое и самое необходимое из всех искусств. Как искусство оно кроме знаний требует способности и наклонности, и как искусство же оно стремится к идеалу, вечно достигаемому и никогда вполне недостижимому: идеалу совершенного человека», - говорил Ушинский, высоко оценивая роль учителя.     

Константин Дмитриевич справедливо считал, что влияние педагога на учащихся составляет ту воспитательную силу, которую нельзя заменить никакими уставами и программами, никакой организацией учебных заведений, что «личность воспитателя значит все в деле воспитания». Ушинский был уверен, что общество должно относиться к учителю с большим уважением и заботой, неизменным вниманием. Учитель должен быть не только преподавателем, но и воспитателем, любить свою профессию, ответственно относиться к делу воспитания, быть образованным человеком, знать педагогику и психологию, обладать педагогическим мастерством и тактом.

В отделе хранения основного фонда Псковской областной универсальной научной библиотеки имени Курбатова  можно найти редкие книги о жизни и деятельности Константина Дмитриевича Ушинского и его методические издания для педагогов, которые актуальны и по сей день. О некоторых из них – в нашем обзоре.  

Ушинский, К. Д. Собрание сочинений. Т. 7 : Родное слово. Год 3. Руководство к преподаванию по "Родному слову" / Ушинский Константин Дмитриевич ; Акад. пед. наук РСФСР , Ин-т теории и истории педагогики ; гл. ред. А.М. Еголин ; [сост. и подгот. к печати В.Я. Струминский]. - М.-Л. : Издательство Академии педагогических наук, 1949. - 340 с. - Прил.: с. 341-357.

Книга Ушинского «Родное слово» была издана в 1864 году. Её можно назвать первым массовым учебником русского языка для начальной школы. К «Родному слову» прилагалось руководство для учителей и родителей — первое полноценное методическое пособие. Оно содержало рекомендации не только по преподаванию, но и по организации учебного процесса в целом. Ушинский фактически создал русскую педагогику, какой мы знаем её теперь. Эта книга пользовалось такой популярностью, что вплоть до самой революции издавалась каждый год по нескольку раз. Она пережила 150 переизданий только в царской России, и даже современные школьники учатся читать и писать по текстам из этой книги. Основным положением Ушинского является: «Родное слово есть основа всякого умственного развития и сокровищница всех знаний: с него начинается всякое понимание, через него проходит и к нему возвращается».

Кроме тщательно подобранного художественного материала (стихотворений, басен, сказок) и небольших рассказов нравственного содержания, Ушинский помещает в «Родном слове» свои статьи о деревьях, животных, которые отличаются простотой, лаконичностью, научным содержанием, изяществом и образностью изложения. Умение заинтересовать ребенка, сочетание образовательного и воспитательного элементов, разнообразие и богатство упражнений – таковы достоинства «Родного слова» в педагогическом отношении. В нем Ушинский впервые использовал произведения Жуковского, Пушкина, Кольцова, Никитина и других русских писателей.

Ушинский, К. Д. Избранные произведения. Вып. 4, кн. 2 : Человек как предмет воспитания / Ушинский Константин Дмитриевич. - Москва : Учпедгиз, 1946. - 332 с.

С 1867 года Ушинский начал публиковать главный научный труд своей жизни — «Человек как предмет воспитания: опыт педагогической антропологии». В нём учёный размышляет о предмете педагогики, её принципах и закономерностях.  Воспитание личности происходит через всестороннее развитие — физическое, умственное, нравственное и эстетическое. Ушинский неоднократно подчёркивал связь интеллектуального и морального, этики и науки, утверждая, что именно чувство прекрасного запускает процесс познания. Учёбу ради учёбы Ушинский критиковал, утверждая, что образование должно иметь конкретную цель: сформировать правильное понимание жизни, которое сделает человека полезным себе и обществу. В своих работах по педагогике Ушинский не раз говорил о том, что систему воспитания невозможно создать искусственно или позаимствовать за границей. Каждый народ обладает собственными установками и ценностями, которые передаются из поколения в поколение — это и есть самая лучшая воспитательная система, ведь она естественна. На ней и должна основываться педагогика.  Первое знание, которым должен овладеть ребёнок, — знание национальной культуры. Одновременно с обучением письму и счёту ребёнка нужно знакомить с произведениями народного творчества, историей, географией, природой и религией своей страны. И конечно, все занятия должны проводиться на национальном языке, поскольку язык — это не только звуки и знаки. Язык содержит понятия, воззрения, чувства и образы, отражающие народное сознание и самоощущение. Ушинский утверждал: если растить ребёнка на лучших образцах родной культуры, не придётся искусственно прививать патриотизм.

Ушинский, К. Д. Собрание сочинений. Т.4 : Детский мир и Хрестоматия / Ушинский Константин Дмитриевич ; АПН РСФСР, Ин-т теории и истории педагогики. - М.-Л. : АПН, 1948. – 672 с.

Поскольку лучшую систему обучения Ушинский предлагал искать в народе, оптимальным способом подачи материала он считал диалог.   По мнению Ушинского, у педагога есть более важная задача, чем передать знания, — научить мыслить. Поэтому огромное внимание он уделял развитию логического мышления.  В своём учебнике «Первые уроки логики» Ушинский популярно объясняет логические законы и важнейшие приёмы: сравнение, поиск сходств и различий, построение суждения, принципы причинно-следственных связей. Учёный считал, что для развития мышления тоже не нужно ничего придумывать специально — достаточно использовать принцип наглядности. Дети от природы наблюдательны, и если поощрять их тягу к исследованию и учить на понятных примерах, двигаясь постепенно от простого к сложному, можно добиться прекрасных результатов.

yshinskii1

Данилов, М. А. Дидактика К. Д. Ушинского / Данилов Михаил Александрович. - 1948.

Эта книга написана советским педагогом-теоретиком, историком педагогической мысли, нашим земляком, Михаилом Александровичем Даниловым. Родился он 13 (25) апреля 1899, в деревне Васильевщина Псковской губернии.  С 1918 года работал учителем математики в Язвинской школе 2-й ступени Гдовского уезда тогда Петроградской губернии. В 1924 году окончил физико-математический факультет Ленинградского педагогического института им. Н. А. Некрасова, в 1928 — Академию коммунистического воспитания им. Н. К. Крупской. С 1931находился на научно-педагогической работе в вузах и научно-исследовательских учреждениях: Академии коммунистического воспитания (1931—1934), Смоленском педагогическом институте (1934—1939), НИИ школ (1939—1944), НИИ общей педагогики АПН (1944—1973). Член-корреспондент АПН РСФСР (1959), доктор педагогических наук (1960), профессор (1961).

В своей книге Данилов приводит краткий обзор исследований дидактического наследия К.Д. Ушинского. Его философских и педагогических основах. О факторах, которые побуждают школьников к учению и пониманию изучаемых предметов, о роли самостоятельности и подражания в обучении школьников. В последней главе книги дана оценка практического значения дидактики Ушинского в работах педагогов дореволюционной России и в опыте учителей советской школы.

ПЕСТАЛОЦЦИ; НОВИКОВ; КАРАЗИН; УШИНСКИЙ; КОРФ : Биографические повествования / Сост., общ. ред. Н.Ф. Болдырева. - ЧЕЛЯБИНСК : УРАЛ, 1997. - 521 с. : ил. - (Жизнь замечательных людей. Биогр. б-ка Ф. Павленкова ; т. 23). - ISBN 5-88294-080-X.

Эта книга выпущена в серии «Биографическая библиотека Ф. Павленкова». Флорентий Федорович Павленков (1839-1900) – один из крупнейших книгоиздателей и редакторов России, автор знаменитого «Энциклопедического словаря», создатель серии «Жизнь замечательных людей». В серии издаются биографии выдающихся людей, оставивших свой след в истории. В этом сборнике представлена биография Константина Дмитриевича Ушинского, от его рождения и до последних дней. Из книги: «Отец его, Дмитрий Григорьевич, был образованным человеком, он окончил курс в Московском университетском благородном пансионе, лучшем по тому времени среднем учебном заведении в России. Сначала находился на военной службе и принимал участие в войне 1812 года. Потом вышел в отставку, поселился в Новгород-Северске Черниговской губернии и зажил мирной жизнью, вступив в брак с дочерью местного капиталиста, урожденной Капнист.» В этом браке и родился будущий педагог-мыслитель. Как проходило его детство, учеба в гимназии, а затем в университете. О первых неудачах и успехах, о начале педагогической деятельности и последних годах жизни рассказано в книге.

yshinskii2

Труды кафедры педагогики, истории образования и педагогической антропологии. Вып. 5 : Педагогическая антропология и история образования / Ун-т Рос. Акад.образования; Под ред. Г.Б. Корнетова. - М. : Университет Российской Академии образования, 2001. - 174 с. - ISBN 5-204-00295-2.

В этом сборнике представлена статья советского и российского педагога, академика Российской академии образования, с 1990 по 1992 год бывшего первым избранным министром образования России, а впоследствии - директором Федерального института планирования образования, профессором Национального исследовательского университета Высшей школы экономики Эдуарда Дмитриевича Днепрова - «Учебные книги К.Д. Ушинского – нравственная и педагогическая основа русской начальной школы». Подробно рассматриваются такие труды Ушинского, как «Родное слово», «Детский мир», «Педагогическая антропология». Из книги: «В «Книге для учащих» Ушинский посвятил целый раздел вопросам школьной дисциплины. Проблема школьной дисциплины, по мнению Ушинского, - это, по сути, проблема уклада жизни школы. Нормальный уклад школьной жизни снимает данную проблему автоматически. «В школе, -  должна царствовать серьезность, допускающая шутку, но не превращающая всего дела в шутку, ласковость без приторности, справедливость без придирчивости, доброта без слабости, порядок без педантизма и, главное, постоянная разумная деятельность. Тогда добрые чувства и стремления сами собой разовьются в детях, а начатки дурных наклонностей, приобретенные, быть может, прежде, понемногу изгладятся». «В разумно устроенной школе, - замечал Ушинский, - наказаний за леность быть не может, потому что уроки выучиваются в классе; наказаний за шалости – также, потому что дети заняты и шалить им некогда.»

zazhyriloЗажурило, В. К. К. Д. Ушинский в портретах, иллюстрациях, документах / Зажурило Вера Константиновна. - 1950.

Этот альбом состоит из 135 репродукций, сопровождаемых цитатами из сочинений, дневников, писем К.Д. Ушинского, воспоминаний его современников и высказываний о нём выдающихся ученых, общественных и политических деятелей того времени. Особо выделены изобразительные и текстовые материалы, говорящие о значении наследия Ушинского для российской педагогики науки и школы. В начале альбома читатели могут познакомиться с очерком жизни и деятельности великого педагога. А затем познакомиться с репродукциями портретов отца и матери Ушинского и дома, в котором он жил в детстве. Портретами самого Ушинского в разные годы жизни, преподавателями и сотрудниками учебных заведений, с которыми его сводила судьба.  Репродукция фотографии 1860 года - К.Д. Ушинский с семьёй. Отдельно представлена фотография его жены Надежды Семёновны и сына Павла. Фото городов и учебных заведений того времени, где приходилось жить и работать К.Д. Ушинскому. Рассматривая эти репродукции, становится ближе то время и люди, изображенные на портретах. Удивительная книга, сохранившаяся в фонде нашей библиотеки!

Идеи Ушинского оказали огромное влияние на развитие образования. Без его трудов не было бы педагогического чуда Макаренко, гениальных открытий Выготского, гуманной педагогики Амонашвили, развивающих систем Занкова, Эльконина, Давыдова и других интересных программ. Соратник великого педагога и его ученик Лев Николаевич Модзалевский емко и точно определил место Константина Дмитриевича в истории русской культуры: «Ушинский - это наш действительно народный педагог, точно так же как Ломоносов - наш народный ученый, Суворов - наш народный полководец, Пушкин - наш народный поэт, Глинка - наш народный композитор». А эти слова принадлежат Президенту сегодняшней России Владимиру Владимировичу Путину - «В знак высочайшей общественной значимости профессии учителя 2023 год, год 200-летия со дня рождения одного из основателей российской педагогики Константина Дмитриевича Ушинского, будет посвящен в нашей стране педагогам и наставникам, будет Год учителя, Год педагога. То, какой должна быть современная школа: её инфраструктура, оснащение, уровень обучения, организация внешкольного образования, кружков, спортивных секций, - всё это важно. Здесь важен не только труд учителя, но и участие самих учеников, и, безусловно, родителей. Потому что только общие дела могут создать школу в которой интересно учиться, которая притягательна своими возможностями в раскрытии таланта ребят, в подготовке их ко взрослой жизни.», – сказал глава государства на встрече с лауреатами и финалистами конкурса «Учитель года России». 27 июня 2022 года Президент России подписал соответствующий указ. Год педагога и наставника проводится с целью признания особого статуса представителей данной профессии. Хочется пожелать всем, кто занимается этим ответственным делом, новых творческих успехов.

Эти и другие издания можно взять на дом. Мы находимся по адресу - Псков, ул. Профсоюзная. д.2, 1 этаж, кабинет 103.  

Дорогие читатели, приглашаем в библиотеку имени Курбатова за интересными книгами!

Ольга Крупская, главный библиотекарь абонемента

(72-84-03)

 

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!
Информация 12+
Свидетельство о регистрации средства массовой информации: Эл № ФС77−53556 от 4 апреля 2013 года выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Учредитель, редакция При использовании материалов прямая ссылка на сайт pskovlib.ru обязательна. Информационная безопасность: как не поддаться на уловки кибермошенников
Контакты Адрес
Официальный интернет-ресурс для информирования о социально-экономической ситуации в России. Культура. Гранты России. Общероссийская база конкурсов и грантов в области культуры и искусства. Российская библиотечная ассоциация Министерство культуры Российской Федерации Президентская библиотека им. Б.Н. Ельцина Портал Культура.рф АРБИКОН КОРБИС «Тверь и партнеры» Центр «ЛИБНЕТ» – базы данных в свободном доступе НФ «Пушкинская библиотека» Национальный информационно-библиотечный центр ЛИБНЕТ Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества Книжные памятники Российской Федерации Центральные библиотеки субъектов РФ Официальный сайт Российской Федерации для размещения информации об учреждениях Официальный сайт Комитета по культуре Псковской области Псковская область Российское военно-историческое общество