В 2022 году исполняется 134 года со дня рождения Андрея Николаевича Туполева, и в связи с этой датой мы хотим напомнить о нескольких занимательных фактах из его биографии.

Андрей Туполев – советский авиаконструктор, ученый, доктор технических наук. Под его руководством создано более 100 типов самолетов, на которых установлено около 80 мировых рекордов. Достижения конструктора Андрея Туполева в авиастроении и его заслуги перед отечественной наукой сопоставимы со вкладом Сергея Королева в ракетостроение. Андрей Николаевич разработал более сотни моделей самолетов и стал человеком-эпохой, воспитавшим целое поколение талантливых конструкторов. tupolev pam

Детство 

Гениальный конструктор родился 10 ноября 1888 года в Тверской губернии. Его родное село, которого сейчас нет на карте России, находилось в Кимрском районе и носило название Пустомазово. Андрей рос в многодетной семье сельского нотариуса с казацкими корнями и дворянки. Мальчик был шестым ребенком из семерых братьев и сестер. Чтобы прокормить многочисленное семейство, отец, Николай Иванович Туполев, занимался сельским хозяйством. Сидеть без дела он не позволял никому – все дети были приобщены к труду. Как вспоминал сам авиаконструктор, с малых лет он ходил за плугом, учился столярничать и обрабатывать металлы. tupolev semy

Андрей Туполев в юности

Навыки, приобретенные в детстве, пригодились парню и во время обучения в Тверской гимназии, и в высшем Императорском техническом училище Москвы, куда он поступил в 1908 году.

Интересный факт из биографии Туполева: будучи гимназистом, он не смог поехать вместе с одноклассниками на экскурсию по российским городам — у родителей не было денег. Тогда смышленый юноша принес в кабинет директора гимназии модели кораблей, изготовленные своими руками и предложил их в обмен на поездку. Руководитель изыскал средства для оплаты экскурсии, воспользовавшись связями в Обществе любителей естествознания.

Самолеты Туполева

Ту-2

В названиях серий советских воздушных судов АНТ и Ту использованы инициалы Туполева и начальные буквы его фамилии. Плод инженерной мысли Туполева и его КБ — пикирующий бомбардировщик Ту-2 стал мощнейшим оружием для поражения врага в небе. Около 750 самолетов этой серии сражались за долгожданную победу в этой страшной войне. После окончания ВОВ конструкторское бюро под руководством А.Н. Туполева создало еще один бомбардировщик – самолет Ту-4. Вклад Андрея Николаевича в гражданское авиастроение не менее существенный, чем в военное. Реактивный гражданский самолет Ту-104 стал первым воздушным судном подобного класса в Советском Союзе. Первый в мире сверхзвуковой пассажирский Ту-144, изображение которого красовалось на почтовой марке 1969 года, также является результатом разработок гениального конструктора.tu 2

Первый самолет

После того, как Николай Жуковский скончался, Туполев возглавил институт, и поставил себе целью создать в стране авиационную промышленность. Уже в 1923 году Туполев создал свою первую машину: легкий самолет смешанной конструкции АНТ-1. А первой «звездой» Туполева, не имеющей мировых аналогов стал АНТ-4 (ТБ-1), советский бомбардировщик-моноплан, получивший название «Страна Советов». Именно АНТ-4 снимал с льдины экипаж челюскинцев. После того как Туполев возглавил ЦАГИ, он активно начал развивать авиационную отрасль. Уже в 1923 году он создал свою первую машину: легкий самолёт смешанной конструкции АНТ-1. А первой "звездой" Туполева, не имеющей мировых аналогов стал АНТ-4 (ТБ-1), советский бомбардировщик-моноплан, получивший название "Страна советов". Именно АНТ-4 снимал с льдины экипаж челюскинцев.ant 4

Борьба с «Юнкерсом»1923 год

В это же время Советский Союз по соглашению с компанией «Юнкерс» получил из Германии завод по производству алюминия и ряд технологий. Среди них была и технология гофрирования металла для повышения его прочности. Решили гофрировать металл самостоятельно. Получилось, что прочность гофрированного металла была выше на 20%. «Юнкерсу» эта самодеятельность не понравилась. Последовал иск в Гаагский суд, но советские эксперты оказались на высоте. Они сумели доказать, что Туполев гофрирует металл по другой технологии, и получающееся изделие на 5% крепче немецкого. Иск «Юнкерса» был отклонён.

Один крайне интересный эпизод биографии и Туполева и Жуковского связан со временем после выпуска Андрея Николаевича из Технического училища. Студенты-единомышленники часто бывали дома у Жуковского, где обсуждали будущее аэродинамики и авиации, и даже составили план развития отдельного института. В результате эта группа энтузиастов направила соответствующие документы в Научно‑технический отдел Высшего совета народного хозяйства (НТО ВСНХ). Это был август 1918 года. Когда учитель и студент пришли к секретарю Совнаркома Н. П. Горбунову, были выслушаны и получили одобрение, то были просто окрылены открывающимися возможностями. Вот как Андрей Николаевич об этом вспоминал: Мы вышли из НТО, словно опьяненные, радостные и счастливые: все было решено! И так быстро. Мы верили в будущее, и нам так захотелось немедля приступить к делу. Я предложил Николаю Егоровичу отметить это величайшее событие. Где‑то на Покровке мы нашли чудом уцелевшее кафе. Ничего, кроме простокваши, в нем не было. Мы подняли стаканы с простоквашей и чокнулись. Так и отпраздновали организацию ЦАГИ.

Андрей  Николаевич добивался немыслимых целей, их было множество. Постепенно за его твердость и упорство к нему приклеивается прозвище "Ледокол". В 1919 году Туполев столкнулся с настолько серьезной угрозой здоровью, что мог и уйти из жизни... После перенесенной испанки (испанский грипп) у него появилось осложнение в виде туберкулезной пневмонии. Попав в больницу, где не проветривались помещения, кормили плохо, а персонал относился к больным равнодушно, где люди регулярно умирали, Андрей Николаевич принял единственно верное решение и сбежал! Когда Жуковский узнал о здоровье своего студента и коллеги, то через Тимирязева выхлопотал для него лечение в санатории "Высокие горы", что располагался в черте Москвы на курском направлении. Здесь врач Кондорский оценил состояние будущего ведущего инженера и сделал операцию по частичной резекции легкого, что и спасло Туполеву жизнь... Он снова был "в строю" самолетостроения.ant 3

Было запланировано совершить на "Пролетарии" - так именовали первый АНТ-2 - перелет по Европе, посещая столицы стран. Это должно было продемонстрировать мощь СССР западным соседям. Пилотировал самолет известный летчик, Михаил Громов, будущий учитель Чкалова.

АНТ-20 или "Максим Горький"

Самолет решили построить как агитационный, в честь 40-летия творчества Максима Горького. Деньги собирали со всей страны, было пожертвовано 6 миллионов рублей. Руководил проектированием и постройкой Туполев. Самолет мог брать на борт до 70 пассажиров.

"Максим Горький" во время парада

Длина самолета составляла 33 метра, высота 12,8 метра, размах крыла 64 метра, как у Боинга-777.Катастрофа случилась с самолетом во время демонстрационного полета 18 мая 1935 года. Сопровождавший "Максима Горького" на истребителе И-5 испытатель Благин самонадеянно решил показать высший пилотаж рядом с гигантом. В результате во время "мертвой петли" не рассчитал траекторию и разбил истребителем крыло АНТ-16. Возможно, катастрофы бы и не случилось, если бы И-5 не перебил органы управления машины. "Горький" завалился на крыло и начал разваливаться в воздухе. В этом полете на нем находились семьи тех, кто его создавал, включая детей. Погибли все.

Туполев во время этой трагедии находился в командировке в Соединенных Штатах и искал самолеты, которые можно закупить для СССР. Узнав о случившемся, он буквально не мог в это поверить, был потрясен, как никогда в жизни. Несмотря на то, что в этом происшествии не было и капли его вины, он чувствовал виноватым именно себя. Так в воспоминаниях рассказывает его дочь. И, вернувшись, несмотря на то, что члены семей погибших начали получать государственную поддержку, он сам лично составил список людей, которым каждый месяц перечислял деньги со своей зарплаты. И продолжал это на протяжении долгих лет.tup gorky

Через Арктику

Следующей амбициозной целью и Туполева, и правительства, и летчиков, было установить на советском самолете дальность полета по прямой. Исследовались варианты полета через Атлантику в Южную Америку, или через Северный полюс в США. Дело в том, что наша страна поставила себе цель выйти на один технологический уровень с западными странами, что подразумевало качественное развитие авиации. В то время все страны ставили рекорд за рекордом в плане дальности, но Советский Союз этим похвастаться еще не мог. Можно сказать, что "все звезды сошлись" ради этого проекта. Ведь если с самолетами в России был прогресс, то двигатели еще были ненадежны, и чаще всего мы производили их по иностранным лицензиям. А именно в 1932 году был создан двигатель Микулина М-34 мощностью 900 лошадиных сил. Он оказался отличным по всем параметрам - и экономичности, и надежности, и мощности. Более того, по мощности он превосходил все мировые аналоги. Именно этот двигатель получает будущий АНТ-25. Летчик Сигизмунд Леваневский на приеме у Сталина заявляет, что может совершить перелет в Америку через Северный полюс. Идея настолько нравится Сталину, что он отдает АНТ-25 ему.

Маршрут через полюс

Не буду описывать все детали этой истории. Но первая попытка Леваневскому не удается. Леваневский, отличавшийся самолюбием и гордостью, переживает эту неудачу. А на приеме, где вместе с ним был экипаж и Андрей Николаевич Туполев, заявляет Сталину следующее: Туполев- вредитель. Его самолеты - ненадежны. Я отказываюсь в будущем летать на самолетах его конструкции. Требую занести это в протокол.

После этих слов Туполев побледнел. Рассказывают, что у него случается сердечный приступ и из кабинета его вывели врачи. В отличие от Леваневского, Байдуков тут же начал отстаивать надежность самолета и доказывать Сталину, что именно эта машина подходит для рекордного перелета. После той встречи, за всю жизнь, говорят, Туполев ни разу не подал Леваневскому руку. Но, все-таки, еще критичнее он относился к другому человеку, и его не мог простить...

Тем временем работа над рекордным самолетом продолжается. Байдуков, один из кандидатов в рекордный экипаж, ищет себе второго пилота и штурмана. И, конечно, обращается к Чкалову. Но известный летчик-истребитель, упрямый и прямолинейный, наотрез оказывается со словами: "Я же - истребитель!" Требуется немало времени и терпения. Но решительность Георгия Байдукова, его влюбленность в саму идею перелета, и в самолет, побеждают. Менее, чем через месяц, Чкалов соглашается познакомиться с АНТ-25. И с первого полета влюбляется в эту машину. После неудачи Леваневского и его негативной оценки, кажется, Сталин, как и руководство страны, несколько охладевают к идее полярного перелета на АНТ-25. И позже сами летчики - Громов, Байдуков и Чкалов, а также члены их экипажей, буквально "пробивают" путь к тому, чтобы идея воплотилась в жизнь. Им приходится лично доказывать Сталину надежность самолета, ценность этого рекорда для страны, и собственную веру в успех проекта. И когда экипаж Чкалова получает разрешение на длительный пробный перелет через Арктику и Камчатку в Хабаровск, летчики не упускают своего шанса. Несмотря на то, что неблагоприятные обстоятельства не дают завершить перелет в Хабаровске, они приземляются на острове Удд в Сахалинском заливе Охотского моря, и этим устанавливают очередной рекорд. А сам маршрут после этого они называют "Сталинским". В 1936 году летчики напрямую заявляют журналистам о своей идее лететь через Полюс.tuh sever

Туполев с летчиками

А вот что сказал о Туполеве летчик-испытатель Михаил Громов: Я нашел в нем не только гениального конструктора, но и человека, полного благородства, нравственной чистоты и подлинно русской прямоты.

Итак, в начале лета 1937-го года экипажи были готовы. И "чкаловская" команда была выбрана для первого полета. 18 июня 1937 года со Щелковского аэродрома готовится взлететь рекордная машина. Арктика встретила пилотов сюрпризами. Когда уже самолет находился над территорией Канады, снова горы и облачность потребовали подняться на высоту 5-6 километров. Но кислорода на всех уже не хватало. Что делать? Чкалов принимает решение - весь кислород отдать Байдукову, который и преодолеет эту зону. Вот как вспоминает сам Георгий Байдуков этот эпизод: Валерий мне говорит: "Сейчас мы ложимся с Сашкой (Беляковым) на пол, делаемся полумертвыми, а ты, Егор, давай, дуй поперек Скалистых гор на высоте шесть тысяч! Мы переведем весь кислород на тебя. И так три часа Байдуков летел, оглядываясь, как там сзади себя чувствуют товарищи... От кислородного голодания и низкого давления в конце участка у них уже шла из ушей, из носа. Они просто лежали в забытьи. Не стану пересказывать все детали. Главное - перелет завершается успешно. Байдуков сажает машину неподалеку от Ванкувера.

АНТ-25 в Ванкувере

Канадцы и американцы встречали летчиков как победителей, как послов доброй воли. Позже Рузвельт скажет Чкалову: "Вы сделали для дружбы наших народов за этот перелет больше, чем все политики за прошлые десятилетия!" В глазах правительства репутация самолета полностью восстановлена после обвинения, брошенного Леваневским на приеме у Сталина. Более того, эти рекорды доказали всему миру, что в СССР могут создавать самолеты не хуже, а гораздо лучше, чем в других странах!

Перелом...

Читая обо всех этих рекордах, триумфах и победах, порой не могу себе представить, что это середина тридцатых годов, время репрессий... Но это именно так, и продолжение истории - тому свидетель.

Туполева взяли прямо на его рабочем месте 21 октября 1937 года. Обвинение стандартное - "вредительство" и "создание антисоветской вредительской организации". Также Андрея Николаевича признали виновным в том, что он был агентом французской разведки, вел диверсионную работу и передавал на запад чертежи и технологии. Приговор - лишение свободы сроком на 15 лет, конфискация всего имущества. Также за решеткой оказались многие члены его КБ - люди, которые вывели советскую авиацию на одно из первых мест в мире. Имя Туполева было изъято из авиационного лексикона страны. Модели самолетов переименованы. Вскоре оказывается в тюрьме и Юлия - жена Андрея Николаевича. А 16-летняя дочь, тоже Юлия, и 13-летний сын Алексей, остаются сами по себе. Юлию, окончившую школу, никуда не берут на работу, как дочь "врага народа". В итоге после нескольких попыток ее, наконец, принимают работать на овощную базу. Благодаря этому она может позаботиться о себе и брате.

Андрей Николаевич выдерживает допросы, бессонные ночи, дискомфорт, грубое обращение. Только из-за угрозы НКВД посадить его жену и детей, он подписывает признательные показания. Уже находясь в заключении, он пишет письмо руководству с предложением использовать интеллектуальный труд заключенных, и гарантирует создать военные самолеты, истребители и бомбардировщики, равных которым нет в мире. Когда его прошение принимают, то дают возможность пригласить в "Туполевскую шарагу" тех, кто также отбывает наказания. По разным источникам, Андрей Николаевич пишет список размером от 100 до 200 человек. И этим спасает многих от казни и лагерей.

Личная жизнь

Во время Первой Мировой войны Туполев, как и многие на волне патриотизма, пытался найти себе более "военное" применение. В итоге он, как и большинство студентов, отучился на "сестру милосердия", о чем он сам позже с улыбкой вспоминал. Заботясь о раненых в госпитале, он вырос до ответственности "старшей сестры" и организовывал заботу сразу для 140 раненых. Именно там он и познакомился со своей будущей женой, Юлией Николаевной. (источник - книга "Андрей Николаевич Туполев" в серии "Жизнь замечательных людей").  Там он и познакомился с будущей супругой Юлией. Вскоре влюбленные подали заявление и ЗАГС, и молодой зять переехал в квартиру тещи. Мать Юлии имела дворянские корни, и поначалу отнеслась к избраннику дочери настороженно. Ее сердце постепенно оттаяло, когда Андрей решил вопрос с горячим водоснабжением и построил печку.                                            

Юля обладала и манерами и очарованием. А ее фамилия - Желтикова - напоминала о Желтиковом монастыре - самом почитаемом в Твери, откуда фактически были родом и Юля, и Андрей. Все это вместе наверняка придало особый смысл этому знакомству. Супруга стала надежным тылом в личной жизни Туполева: она помогала ему с переводами, занималась внутренним дизайном самолетов серии Ту, подбирала осветительные приборы и обивку салона. В более зрелом возрасте она была верным спутником мужа в заграничных командировках. В честь Юлии Николаевны конструктор назвал дочку и внучку. В круг общения талантливого изобретателя входили такие известные личности, как министр авиапрома Петр Дементьев, министр обороны Дмитрий Устинов, поэт Сергей Михалков. Благодаря дружбе с автором слов Гимна СССР в детской библиотеке внуков Туполева были книги про трех поросят и самого высокого милиционера с автографами Михалкова. В свободное время Андрей Николаевич занимался садом и выбирался на охоту. Любил мастерить деревянные игрушки, которыми с удовольствием играли его дети и внуки.

Смерть

Андрей Николаевич умер в ночь на 23 декабря 1972 года. Накануне он был в хорошем настроении, шутил и планировал поездку в Крым. Великий советский авиаконструктор похоронен на столичном Новодевичьем кладбище.tup mogila

С помощью виртуальной выставки в честь 134года со дня рождения Туполева А.Н., подготовленной отделом технико-экономической и сельскохозяйственной литературы, мы предлагаем Вам совершить экскурсию по изданиям посвященных этому гениальному человеку. 


Бодрихин Н. Г. Туполев / Николай Бодрихин; вступ. ст. А. П. Бобрышева. – Москва.: Молодая гвардия, 2011.

 Качественная, хорошая книга. Автор подробно описывает жизнь своего героя - от рождения до кончины, показав процесс становления великого авиаконструктора, его победы и неудачи, хотя побед было гораздо больше. В предвоенные годы именно КБ Туполева стало фактическим монополистом по выпуску тяжелых самолетов, создавших основу отечественной бомбардировочной авиации. Среди них был знаменитые ТБ-1, ТБ-3 и другие. В КБ выросла целая плеяда выдающихся инженеров, в дальнейшем возглавивших собственные КБ: Петляков, Сухой, Архангельский и т.д. Самолетам Туполева принадлежат многие авиационные рекорды, достаточно вспомнить выдающиеся перелеты Чкалова и Громова через Северный полюс в Америку на знаменитом АНТ-25. В 1937 году Туполев, как и многие другие конструкторы, был арестован и был освобожден в июле 1941 года, когда его "шарашка" выдала проект нового бомбардировщика Ту-2. Много и плодотворно работал Туполев и после Великой Отечественной войны. В историю авиации вошли Ту-4, первый стратегический бомбардировщик, Ту-95, Ту-160, пассажирские Ту-104, Т1-114, Ту-124, Т1-134, сверхзвуковой Ту-144, Ту-154, до сих пор летающий на трассах нашей страны. В книге подробно, со знанием дела рассказывается о процессе разработки этих машин, их совершенствовании и эксплуатации. Очень трогательно звучит раздел в котором перечислены летчики-испытатели, погибшие на самолетах Туполева. Сам конструктор был неоднократно отмечен за свои выдающиеся заслуги - трижды Герой Социалистического Труда, лауреат многочисленных премий, генерал-лейтенант. К сожалению, в последние годы наше авиастроение переживает сложные времена, но дела Туполева остаются памятником великой эпохи и примером для подражания молодого поколения. Написана книга очень хорошо, читается легко, самые сложные технические проблемы объясняются доступно для рядового читателя. Единственный недостаток, на мой взгляд, практическое отсутствие рисунков или фотографий туполевских машин (имеющиеся 6 рисунков существенно рои не играют). Думается, что некоторые личные фотографии могли бы уступить место фотографиям самолетов, ведь далеко не все читатели имеют под рукой авиационные справочники. А в целом очень хорошая книга, достойная прочтения.

Кербер Л.Л. Туполев. – СПб.: Политехника, 1999.

Издание хорошее. В середине достаточно фотоматериала, а внизу страниц приведены контуры Туполевских машин. Книга полезна молодым людям, связавшим свою профессию с промышленным производством. Им будет интересно узнать, что работа конструктора, технолога может стать не только профессией, но и техническим творчеством, средством самовыражения. Молодым людям, которые интересуются авиацией, полезней узнать как самолеты создавались, а не заучивать их технические данные. Однако, автор не избежал субъективного подхода к изложению, да и не пытался, причины чего коротко объяснил в книге. Главное в этой книге - это уловить ту тягу к техническому творчеству, которая у нас сейчас почти забыта.
Этой книгой издательство открывает публикацию серии книг о выдающихся отечественных авиаконструкторах.
Книга рассчитана на широкий круг читателей.

Андрей Николаевич Туполев. Грани дерзновенного творчества. Москва.: Наука, 1988.

В этой книге собраны материалы, документы и воспоминания современников, отражающие жизненный и творческий путь выдающегося авиаконструктора академика А.Н. Туполева. Среди материалов книги – стенограммы выступлений и наиболее интересные острые фрагменты из обсуждений проблем, вставших в 20 -30-е годы перед советским авиастроением, отражающие борьбу Туполева за свои идеи и претворение их в жизнь. Особый интерес представляют страницы, посвященные психологии творчества Андрея Николаевича, его жизненным убеждениям и методам работы, написанные современниками А. Н. Туполева - его соратниками, друзьями, известными учеными, летчиками-испытателями.  Богатый иллюстрированный материал – фотографии, многие из которых публиковались впервые, также помогает воссоздать облик яркой самобытной и сильной личности, какой был Туполев.

Хочется надеяться, что эти книги, рассказывающие о жизненном пути Андрея Николаевича Туполева, помогут Вам, сохранить в памяти потомков образ и свершения всемирно известного авиаконструктора, основателя советского металлического и тяжелого самолетостроения.tup knigi

С книгами можно познакомиться в отделе технико-экономической и сельскохозяйственной литературы Псковской универсальной областной научной библиотеки имени В. Я. Курбатова (кабинет 202).

Пономаренко Елена Борисовна, ведущий библиотекарь отдела технико-экономической и сельскохозяйственной литературы ПОУНБ им. В.Я. Курбатова

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!
Информация 12+
Свидетельство о регистрации средства массовой информации: Эл № ФС77−53556 от 4 апреля 2013 года выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Учредитель, редакция При использовании материалов прямая ссылка на сайт pskovlib.ru обязательна. Информационная безопасность: как не поддаться на уловки кибермошенников
Контакты Адрес
Официальный интернет-ресурс для информирования о социально-экономической ситуации в России. Культура. Гранты России. Общероссийская база конкурсов и грантов в области культуры и искусства. Российская библиотечная ассоциация Министерство культуры Российской Федерации Президентская библиотека им. Б.Н. Ельцина Портал Культура.рф АРБИКОН КОРБИС «Тверь и партнеры» Центр «ЛИБНЕТ» – базы данных в свободном доступе НФ «Пушкинская библиотека» Национальный информационно-библиотечный центр ЛИБНЕТ Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества Книжные памятники Российской Федерации Центральные библиотеки субъектов РФ Официальный сайт Российской Федерации для размещения информации об учреждениях Официальный сайт Комитета по культуре Псковской области Псковская область Российское военно-историческое общество