Отдел технико-экономической и сельскохозяйственной литературы Псковской областной универсальной научной библиотеки представляет обзор литературы «Менеджмент качества: современные проблемы и тенденции развития».

Категория качества древняя, как сам человек. Вопрос о качестве, как о важнейшей стороне действительности, решался с античных времен наряду с другими философскими вопросами. Существует, например, философское определение качества, данное Гегелем в 19 веке: «Качество есть в первую очередь тождественная с бытием определенность, так что нечто перестает быть тем, что оно есть, когда оно теряет свое качество».

В условиях формирования инновационной экономики огромное внимание в российском менеджменте в последние годы уделяется проблемам освоения и внедрения управления предприятием на основе качества. Управление качеством является одной из ключевых функций как корпоративного, так и проектного менеджмента, основным средством достижения и поддержания конкурентоспособности любого предприятия.  Исторический опыт России и зарубежных стран показывает, что обеспечение устойчивого и гармоничного развития любого предприятия путем применения эффективных систем управления на основе качества является одним из основных рычагов, с помощью которого им удалось преодолеть кризис в экономике и занять прочные позиции на мировом рынке. 

От качества напрямую зависит успех любого бизнеса. Управляя качеством, вы управляете ресурсами и проектами, персоналом и маркетингом. Книга Владислава   Ильина «Система управления качеством. Российский опыт» посвящена оптимизации управления компанией – построению системы менеджмента качества. В ней ясно и доступно изложено, что такое система менеджмента качества, что нужно делать при ее разработке и внедрении, каковы мифы и реалии практики ее внедрения в России, в чем плюсы и минусы самого популярного стандарта ISO 9001, а также какова последовательность шагов и действий для «обустройства» бизнеса. В качестве ноу-хау описаны идеи о создании оптимальной системы менеджмента качества. Одно из основных достоинств книги – возможность использовать иллюстративный материал при обучении персонала, поскольку практически все рисунки (слайды тренингов и презентаций) самодостаточны: содержат текстовую информацию и не нуждаются в дополнительных комментариях.

Основная идея книги «Качество в XXI веке. Роль качества в обеспечении конкурентоспособности и устойчивого развития» (редакторы-составители Тито Конти, Ёсио Кондо, Грегори Ватсон) - необходимость всестороннего подхода к проблемам качества. Если ранее решение этих проблем виделось в основном с точки зрения удовлетворенности потребителей, то теперь для создания условий устойчивого развития становится все более необходимым учитывать интересы всех заинтересованных сторон: работников, акционеров, поставщиков, партнеров и, наконец, общества в целом. Авторы настойчиво рекомендуют расширять сферу применения принципов и методов обеспечения качества путем распространения их на такие области, как здравоохранение, образование, создание новых технологий, на деятельность государственных и общественных организаций и т.д. Особое внимание уделяется человеческому фактору, мысль о решающем влиянии которого на деятельность организации проходит красной нитью через всю книгу. Также в книге рассматриваются гуманистические аспекты управления качеством, способы мотивации сотрудников, дается аналитическая модель, позволяющая описать различные схемы мотивации.menedjment kachectva2

 Поиск скрытых резервов, гарантирующих стабильность и конкурентоспособность компаний, приводит руководителей к пониманию необходимости управления затратами на обеспечение качества. Книга Джека Кампанелла «Экономика качества. Основные принципы и их применение» окажет неоценимую помощь в разъяснении базовых принципов экономики качества. Автор рассматривает основные экономические аспекты менеджмента качества, представляя методики поэлементной калькуляции затрат, связанных с качеством, способы управления затратами на качество в сфере услуг, малом бизнесе, банковском деле, учреждениях образования, при разработке программных продуктов и в других отраслях экономики. Практические рекомендации позволят работникам многих сфер деятельности разрабатывать и внедрять собственные системы управления затратами на обеспечение качества.

 «Менеджмент качества как он есть» Михаила Круглова и Григория Шишкова - книга уникальная и востребованная. В ней содержится весь комплект инструментов и материалов, позволяющих реально внедрить на предприятии принципы и стандарты менеджмента качества. Сертификат соответствия ISO 9001:2000 имеется сегодня у 4000 российских предприятий. Но это соответствие нередко формальное: эксперты считают, что по-настоящему внедрили методы менеджмента качества не более 1/4 этих предприятий. 1000 предприятий - на всю Россию. А сколько желающих? Если вы из их числа, то эта книга введет вас в самую суть менеджмента качества. Этаж за этажом вы освоите «башню качества». Узнаете, как и с какими результатами внедрялась программа Деминга в разных странах мира. Поймете, какие инструменты внедрения программы вызовут на вашем предприятии цепную реакцию непрерывного улучшения. Но по-настоящему внедрить менеджмент качества можно только с учетом уровня развития вашей компании - таково ноу-хау этой книги, проверенное многолетним практическим опытом авторов. Сколько существует уровней развития, как точно определить свой уровень развития, как постепенно продвигаться с уровня на уровень вперед по пути совершенствования бизнеса и повышения конкурентоспособности продукции - обо всем этом и рассказывается в книге.

Сущность, принципы и методы нормативного обеспечения качества продукции и процессов, основные направления технического регулирования (технические регламенты, стандартизация и подтверждение соответствия), состав и структура международных стандартов в области менеджмента качества раскрываются в учебном пособии Эдуарда Минько «Менеджмент качества». Автор рассматривает основные концептуальные и методологические положения менеджмента качества и конкурентоспособности продукции, квалиметрический подход к определению показателей и оценке качества продукции и товаров, количественной оценке конкурентоспособности продукции и предприятий.

Специалистам и руководителям, которые занимаются внедрением стандартов качества в организации и стремятся найти наиболее оптимальный и эффективный путь выполнения этого сложного процесса адресована книга «Система менеджмента качества» С. Шарипова. В ней последовательно изложены основные этапы технологии построения системы менеджмента качества на базе международного стандарта ISO 9001:2000. Наличие большого количества «рабочих инструментов» – бланков, а также шаблонов некоторых стандартных процедур делает технологию построения системы менеджмента качества понятной и практичной. Значительное внимание уделено автоматизации работы подразделения службы качества как методу, позволяющему значительно сократить издержки при внедрении и эксплуатации системы менеджмента качества в организации. Подробно описана процедура разработки «Руководства по качеству» и его внедрения в работу организации.menedjment kachectva3

В современных системах управления предприятиями все более заметную роль играет управление качеством продукции и услуг. Объясняется это, во-первых, тем, что качество, наряду с ценой, гарантиями, сроками поставки и сервисом является наиболее весомым слагаемым конкурентоспособности продукции. Во-вторых, качество продукции должно гарантировать ее безопасность и экологическую чистоту и обеспечивать возможность ее обязательной сертификации, что контролируется государственными надзорными органами. Этим важным вопросам посвящены книги «Управление качеством продукции. Пищевая промышленность» Нины Дунченко и «Безопасность продовольственного сырья и пищевых продуктов» Ирины Бобреневой.

Наиболее известные модели качества: от модели ИСО, на которой базируется сертификация, до модели всеобщего управления на основе качества (TQM) анализируются в книге Тито Конти «Качество. Упущенная возможность?». Важно также, что автор много внимания уделяет анализу ошибок, которые допускали и допускают те, кто берется заниматься качеством. «Анализ причин, по которым так много предприятий упустили возможность воспользоваться фактором качества, представляет собой главную тему этой книги, но вместе с тем в ней есть и конкретные предложения, как избежать этого в дальнейшем» - заявляет автор в введении. Благодаря структуре глав, которые начинаются с их краткого содержания и носят завершенный характер, читатель может легко ориентироваться в материале и выбрать именно то, что его интересует. Книга ориентирована на менеджеров предприятий, занимающихся решением оперативных вопросов, служащих государственных учреждений, предпринимателей, специалистов в области образования, стандартизации и сертификации.

Отвечая на вопросы журнала «Деловое совершенство», Тито Конти сказал: «В науке о качестве еще предстоит сделать много открытий, но реализация основных концепций уже сегодня приносит большую выгоду. Смелее следуйте им во всех без исключения областях человеческой деятельности: это действительно улучшит нашу жизнь!».

С книгами можно познакомиться в отделе технико-экономической и сельскохозяйственной литературы Псковской универсальной областной научной библиотеки.

Елена Михайловна Иванова,

ведущий библиотекарь отдела технико-экономической и сельскохозяйственной литературы ПОУНБ

 

 

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!
Информация 12+
Свидетельство о регистрации средства массовой информации: Эл № ФС77−53556 от 4 апреля 2013 года выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Учредитель, редакция При использовании материалов прямая ссылка на сайт pskovlib.ru обязательна. Информационная безопасность: как не поддаться на уловки кибермошенников
Контакты Адрес
Официальный интернет-ресурс для информирования о социально-экономической ситуации в России. Культура. Гранты России. Общероссийская база конкурсов и грантов в области культуры и искусства. Российская библиотечная ассоциация Министерство культуры Российской Федерации Президентская библиотека им. Б.Н. Ельцина Портал Культура.рф АРБИКОН КОРБИС «Тверь и партнеры» Центр «ЛИБНЕТ» – базы данных в свободном доступе НФ «Пушкинская библиотека» Национальный информационно-библиотечный центр ЛИБНЕТ Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества Книжные памятники Российской Федерации Центральные библиотеки субъектов РФ Официальный сайт Российской Федерации для размещения информации об учреждениях Официальный сайт Комитета по культуре Псковской области Псковская область Российское военно-историческое общество