«Литературный четверг» после долгих летних каникул вновь возвращается к вам, любимые наши читатели. И первый выпуск будет посвящен замечательному празднику - Дню рождения Осени.

 Лето убежало и не возвратится,
Всё, что миновало, — не грусти о том,
Золотая Осень — Рыжая Лисица,
Сердце опалила золотым хвостом.

И. Майская

ctynzhmcrbthjps 1Многие встречают осенний период с опаской, ведь это дожди, прохлада, школа и работа. С другой стороны, не даром это время года обожал Александр Сергеевич Пушкин. Осень – это еще одна причина радоваться жизни. Радоваться не бурно, а тихо, спокойно, с удовлетворением и подводя итоги. А помогут в этом книги, лучше всего создающие атмосферное настроение.

Моруа, А. Сентябрьские розы : роман : [16+] / Андре Моруа ; [пер. с фр. Аллы Смирновой]. - Санкт-Петербург : Азбука : Азбука-Аттикус, 2015. - 218, [2] с. ; 21. - (Азбука Premium) (PREMIUM) (Впервые на русском). - ISBN 978-5-389-08733-0 ((в пер.)).

Андре Моруа, классик французской литературы XX века, автор знаменитых романизированных биографий Дюма, Бальзака, Виктора Гюго и др., считается подлинным мастером психологической прозы. «Сентябрьские розы» - история чувственная и пронзительно осенняя. Автор вновь исследует тончайшие проявления человеческих страстей. Герой романа - знаменитый писатель Гийом Фонтен, чьими книгами зачитывается Франция. В его жизни, прекрасно отлаженной заботливой женой, все идет своим чередом. Ему недостает лишь чуда – чуда любви, благодаря которой осень жизни вновь становится весной.

Трогательный роман, дающий пищу для размышлений: как сохранить брак, если не осталось страсти, но есть взаимопонимание и проверенное временем чувство; как выбраться из западни любовного треугольника, не разрушив хрупкое равновесие судеб; как научиться выбирать приоритеты и находить компромиссы и как разобраться в тонких различиях между страстью, любовью и влюблённостью. И предлагая нам откликнуться на переживания героев, Моруа, как вуалью, окутывает нас изящным слогом и колдовским очарованием.

 

gbkxthctynzhm 2Пилчер, Р. Сентябрь : [роман : 16+] / Розамунда Пилчер ; [перевод с английского Ирины Архангельской и др.]. - Санкт-Петербург : Азбука : Азбука-Аттикус, 2019. - 539, [2] с. ; 22 см. - (The big book). - Др. произведения авт. на 2-й с. - ISBN 978-5-389-15501-5.

«...сентябрь в графстве Релкиркшир — время особое. После первых легких заморозков воздух становится хрустальным, краски ярче и насыщенней. Синева неба отражается в реке и в озере, на убранных полях золотится стерня. В кюветах буйствуют колокольчики, склоны гор становятся лилово-розовыми, это цветет сладко пахнущий вереск».

Доставайте плед, заваривайте чай, устраивайтесь поудобнее и читайте Пилчер. Трогательное, уютное, осеннее. Местами грустное. Обаятельное. Место действия - горная величественная Шотландия.  Герои - обычные люди, которые имеют как достоинства, так и недостатки. Всё они - практически одна семья, а в семье бывает всякое: обида и прощение, недопонимание и чуткость, разногласие и гармония. И, конечно, тайны. Маленькие и большие.

 

 

 

fkbcvbn 3Смит, А. Осень : [роман : 16+] / Али Смит ; [перевод с английского В. Нугатова]. - Москва : Эксмо, 2019. - 283, [1] с. ; 21. - ISBN 978-5-04-096446-8.

«Осень» – это спокойное повествование о жизни отдельно взятой женщины в современном мире, о ее дружбе с хорошим человеком, о любви к книгам, об увлечении искусством.

Главные герои - девочка, девушка, женщина Элизавет и ее старший товарищ Даниэль Глюк. На момент знакомства с Элизавет ему в районе восьмидесяти, а в момент настоящего времени - 101 год. Он не просто товарищ и бесплатная нянька для Элизавет в те моменты, когда мама девочки занята, и за ней некому присмотреть, он еще и учитель, проводник в мир живописи, слов, прекрасного. Несмотря на крайне преклонный возраст, он активен и молод душой. Именно он описывает Элизавет картину-коллаж, написанную в 60-е годы его знакомой художницей и любовью всей жизни. Позднее Элизавет обнаружит в букинистическом магазине каталог выставки Полин Боти, и узнает среди картин, представленных на его страницах, ту, описанную в детстве старшим другом. Так в книге появляется еще одна героиня - реальная художница, одна из основателей британского поп-арта, женщина с яркой и трагической судьбой.

«Осень» - это калейдоскоп картинок из настоящего и прошлого, снов и воспоминаний, перемешанных причудливым образом. А также красивых и поэтичных описаний: «Минуту назад был июнь. А теперь погода уже сентябрьская…Но цветы все еще расцветают. Шпалеры все еще жужжат. В сарае уже полно яблок, и дерево все еще увешано ими».

 

 

jcgjkbnnfrc4Кетро, М. Осенний полет таксы / Марта Кетро. - Москва : Астрель, 2011. - 281, [2] с. : ил. ; 21 см. - ISBN 978-5-271-38885-9 (в пер.).

В Предисловии Марта пишет: «...уважаемые зануды без чувства юмора, я, конечно, не запрещаю, но ужасно не советую покупать эту книгу, она может нанести вам моральный ущерб, а иски оплачивать я не стану - потому что предупредила заранее. Всем остальным я рада и надеюсь, что вам будет так же интересно читать эту книгу, как мне - писать её».

Полет таксы - явление комическое и при этом немного печальное, потому что не может летать рожденный бегать, приносить мячик и выслеживать лисиц по норам. Не может, а все же пытается, пытается и однажды взлетает и парит - над землей, над объективной реальностью и собственными представлениями о правилах поведения порядочной таксы. Книга эта не о животных, она о смешной женской душе, которая и не собиралась, а взлетела, и не думала о свободе, а все-таки освободилась. И стала счастлива.

Рассказы, собранные в «Осеннем полёте таксы» - не чистая выдумка, не полёт воображения. Это действительно жизненные ситуации, не лишённые милого абсурда, Марта Кетро учит своего читателя проживать эти моменты. Учит найти хорошее в любой ситуации, растянуть улыбку в самые неподходящие моменты и расцвести. «Осенний полёт таксы» - это антидепрессант, который именно холодной и злой осенью согреет и придаст сил.

 

 

 

 

xthrjidjhkbcn5 1Гончарова, М. Б. Черная кошка в оранжевых листьях : [рассказы] / Марианна Гончарова. - Москва : Эксмо, 2010. - 286 с. : ил. ; 21. - (Простые вещи). - ISBN 978-5-699-43018-5.

«Моя черная кошка Сеня забралась на невысокую гаражную крышу, уселась в кучу оранжевых листьев. Только глаза зеленые оттуда светят. Сегодня утром я наблюдала в окно, как она, эта Черная Кошка, умащивалась, подгребала листья под себя, укрывалась ими — возилась и обустраивалась. Кажется, что и листья она подбирает для своего гнезда по цвету. И так умно все придумала - сидит себе наверху, черная в оранжевом, только ушами подрагивает, все видит, все слышит, тепло и очень красиво».

Искренний тонкий юмор и умение ценить радости жизни, виртуозное владение словом и умение парадоксально строить сюжет - вот яркие черты фирменного стиля Марианны Гончаровой. Автор смотрит на мир удивительно. Замечает самые простые вещи и делает их особенными. Истории, рассказанные Гончаровой, запоминаются как хорошие анекдоты и делают жизнь хоть немного, но прекраснее.

 

 

 

 

jcttymdhf5 2Донец, Е. М. Осень в Раю : [повести и рассказы] / Екатерина Донец. - Москва : Олимп : Астрель, 2009. - 253, [2] с. : ил. ; 21. - (Проект "Антология современной литературы"). - ISBN 978-5-271-23114-8 (Астрель). - ISBN 978-5-7390-2220-2 (КРПА Олимп).

«Осень в раю» — первая книга писательницы Екатерины Донец, хотя имя этого автора достаточно часто мелькает на страницах «толстых» литературных журналов, таких, как «Знамя», «Новый мир», «Дети Ра», «Новый берег» и др.

Сборник повестей и рассказов, собранных под одной обложкой, объединяет то, что можно назвать наблюдением за реальной жизнью, некими зарисовками с натуры. Судьбы человеческие все разные, и зарисовки с натуры также получаются непохожими друг на друга. Каждого читателя «царапнет» в книге что-то свое. Эта книга - смешная и грустная, отчасти философская - отражает светлый взгляд автора на мир, не приукрашивая его и не очерняя. "Мы не бедны и не богаты, но мы здоровы, дружны, мы есть с тобой друг у друга и нам есть о чем помечтать перед сном, и, наверное, поэтому мы счастливы".

Здесь нет политической подоплеки и яркого цепляющего экшена, лихо закрученного детектива, любовного романа, заумного философского подтекста… Но здесь также нет и лицемерия, заигрывания с читателем, стремления понравиться и подпустить «жареного», «остренького», «приперченного»… «Книга Екатерины Донец не оставляет после себя горького и неудобоваримого послевкусия, скорее наоборот — дает надежду на то, что люди и весь этот мир могут измениться к лучшему, найти в себе маленький теплый огонек, чтобы подарить его ближнему и научиться ценить жизнь» (Ирина Горюнова)

jctymdltrflfyct6Гамаюн, У. Осень в Декадансе : роман, повесть, рассказ / Ульяна Гамаюн. - Москва : ОГИ, 2014. - 475, [1] с. ; 21 см. - ISBN 978-5-94282-740-3.

«В центральном парке иллюзия долговечного, неувядающего лета развеивались напрочь с жухлой листвой, отслаивалась, как кора с платанов. Прозрачный воздух слегка горчил — неуловимый, терпкий привкус осени. Кроны каштанов просвечивали солнцем, воинственно выпячивая тугие созревающие булавы».

Распахните объятья и смело падайте спиной к пропасти. Это темная нуарная сказка о жизни, смерти, возрождении, мечте и упрямстве тех, кто мечтает. О попытках бороться, даже если ты видел лишь тень противника. О каком-то достоевско-болезненном восприятии мироздания. Здесь свои ушедшие на пенсию Фаусты и дерзкие Гертруды, здесь нимфы матерятся и верят в свою всесильность, а студент-психолом прекрасен какой-то исключительно демонической внешностью. Тут даже город вымышленный: этакая смесь Парижа, Петербурга и Львова, с проспектом Готье, площадью Монтескью, набережной Брюсова и улицей Венгеровой. Юристы, забастовки, карнавал всех слоев населения, птиц и судеб в одном флаконе из стекла цвета абсента. Затеряться в эпохах переулков, читать залпом, не отвлекаясь на суету своего городского бытия, потому что сейчас ты резидент в другом мире.

В интеллектуальной прозе Ульяны Гамаюн важны не столько сюжетные ходы, сколько кинематографическая достоверность видения, обостренная - на грани поэтической - чувствительность к языку и смелость ведения литературной игры на всех уровнях текста.

 

 

jctymdrfhvfyf7Аствацатуров, А. А. Осень в карманах : роман в рассказах : [18+] / Андрей Алексеевич Аствацатуров. - Москва : АСТ : Редакция Елены Шубиной, 2015. - 287 с. ; 21 см. - (Проза Андрея Аствацатурова). - ISBN 978-5-17-091452-4.

«Осень в Петербурге имеет странное свойство – напоминать душе о самом главном»

Книга «Осень в карманах» – это истории из жизни обаятельного и комичного интеллигента в четвертом поколении. Книга открывается веселыми анекдотами, немного грустными сценами детства, но затем неожиданно погружает читателя в ритмичный мир современного города с его суетой и страстями. Здесь, на фоне декораций Санкт-Петербурга и Парижа, в университетских аудиториях, в лабиринтах улиц, в кафе и гостиницах среди нелепостей повседневной жизни городскому невротику в очках доведется пережить любовную драму, которая изменит его жизнь.

 

 

 

 

 

jctymdpfljymt 8Екимов, Б. П. Осень в Задонье : повесть о земле и людях / Борис Екимов. - Москва : Никея, 2016. - 399 с. ; 21. - ISBN 978-5-91761-322-2.

«В описании красоты природы донской сегодня Борису Екимову равных нет. Да и будет ли? Одно и то же чудо дважды не случается» (П. Басинский)

Повесть лауреата многочисленных литературных премий Бориса Екимова снова о родине, дорогом и главном для автора месте на земле – Задонье.

«…огромный простор Задонья, неволею завораживающий. Оглянешься и замрёшь. Замрёшь и чуешь, как душа твоя принимает этот простор. А тело – лишь малая плоть, муравьиная… И ничего ей не надо, кроме того, что дано от рождения: небо, земля, горечь и сладость трав, пресный дух воды, солнца нечаянный луч да голос ветра в кронах деревьев, в густой камышовой заросли. Покой, тишина и простор».

Повесть «Осень в Задонье» разворачивается плавно и неторопливо, полна поистине бунинских, ярких и сочных описаний природы Дона, рыбалки, сбора ягод. Но на фоне природной красоты дела творятся отнюдь не благостные: решивший заняться фермерством Иван Басакин поливает свою землю не только трудовым потом, но и кровью, потому что земли вокруг самозахвачены чеченами, а им конкуренты ни к чему. Снова екимовские герои отстаивают у времени и пространства свое право на нормальную человеческую жизнь на родной земле, пусть поначалу полную трудностей и невзгод, но настоящую.

Для Екимова и его героев родина – это не только родная земля, Задонье, земля бескрайних степей, духмяных трав, могучих рек, меловых курганов. Родина – это род, семья, близкие и дальние родственники, общее дело, совместная работа, единые жизненные ценности и ориентиры, бережное отношение ко всему живому в природе, забота о старшем поколении, рождение детей, воспитание их в любви, добре и труде, православная вера, дающая силы, давние традиции и праздники. Родина – это умение быть вместе. Это умение сплотиться и отстоять свою землю от чужаков, от насильственного заселения её другими народами.

«Дело – благое. Последний, может быть, шанс удержать нашу родину… Есть желание потрудиться на благо, на сохранение нашей земли. Всю жизнь далёкие рубежи родины охраняем, а родную землю -  в чужие руки? Вот он – наш главный и последний рубеж».

jhbcjuktcrbtlfkb Щербаков, С. А. Борисоглебская осень : [рассказы, повести] / Сергей Щербаков. - Москва : Кругъ, 2009. - 285, [2] с. - ISBN 978-5-7396-0155-1.

«Осень! Тленом пахнет! Петр бодро возразил: „Ну, весна придет“. Я опять не согласился: „Еще зиму надо пережить. В любом случае Борисоглебское лето закончилось, наступила Борисоглебская осень... Мол, другая эпоха жизни началась...»

У каждого настоящего писателя – не только поэта, но и прозаика, и драматурга даже – есть своя особая мелодия слов. Есть она и у Сергея Антоновича Щербакова. Тихая, как сердечная молитва.

Сергей Щербаков – писатель исповедальный, истинно русского закала, представить его вне великих духовных традиций отечественной литературы попросту нельзя. Это как дыхание самой жизни, природы, населяющих нашу землю людей.  «Я ведь никогда не пишу того, чего не было», – вскользь говорит о себе писатель. В его прозе нет ничего выдуманного, нереалистичного, пустого. По сути, рассказы его и очерки – это откровенные дневниковые записи, как у Пришвина.

О ком бы ни писал Сергей Щербаков: о родных и близких, о своей «зырянской лайке» по кличке «Малыш», об участниках «иринарховского» крестного хода, о своем друге, борисоглебском поэте Константине Васильеве (тезке и однофамильце знаменитого художника), о деревенских соседях или о насельниках Ростовского Борисоглебского мужского монастыря, – всё это больше похоже не на традиционную художественную прозу, а на исповедь автора перед читателем. А уж принимать или не принимать её – каждый решает сам для себя.

Все представленные в обзоре книги ждут вас в отделе абонемента.

Светлана Алексеевна Галактионова,

заведующая отделом абонемента

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!
Информация 12+
Свидетельство о регистрации средства массовой информации: Эл № ФС77−53556 от 4 апреля 2013 года выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Учредитель, редакция При использовании материалов прямая ссылка на сайт pskovlib.ru обязательна. Информационная безопасность: как не поддаться на уловки кибермошенников
Контакты Адрес
Официальный интернет-ресурс для информирования о социально-экономической ситуации в России. Культура. Гранты России. Общероссийская база конкурсов и грантов в области культуры и искусства. Российская библиотечная ассоциация Министерство культуры Российской Федерации Президентская библиотека им. Б.Н. Ельцина Портал Культура.рф АРБИКОН КОРБИС «Тверь и партнеры» Центр «ЛИБНЕТ» – базы данных в свободном доступе НФ «Пушкинская библиотека» Национальный информационно-библиотечный центр ЛИБНЕТ Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества Книжные памятники Российской Федерации Центральные библиотеки субъектов РФ Официальный сайт Российской Федерации для размещения информации об учреждениях Официальный сайт Комитета по культуре Псковской области Псковская область Российское военно-историческое общество