Тот, кто интересуется состоянием литературы, искусства, театра в России, не получит об этом полного представления без «Москвы» — журнала русской культуры. Он издается в Москве с 1957 года ежемесячно. 

 Литературно-художественный журнал "Москва"В журнале «Москва» впервые был опубликован роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита», напечатан грандиозный труд Н.М. Карамзина «История государства Российского». На страницах журнала вышли выдающиеся произведения русской литературы — «Жизнь Арсеньева» Ивана Бунина, «Они сражались за Родину» Михаила Шолохова, «Семнадцать мгновений весны» Юлиана Семенова. Была опубликована проза прославленных зарубежных авторов. В числе публикаций — аллегорическая сказка «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери, роман «За рекой, в тени деревьев» Эрнеста Хемингуэя, повесть «Медведь» Уильяма Фолкнера и многие другие произведения.

«Москва» — единственный из толстых журналов имеет раздел «Домашняя церковь», который открывает перед читателями сокровищницу духовно-культурных религиозных ценностей. Здесь на самом высоком уровне публицистики решаются не только вопросы веры, но и самые актуальные социальные, политические проблемы современности.

В недавние смутные годы журнал «Москва» стал своеобразной опорой для интеллигенции нашей страны, помог решить проблемы резкого духовного разлада между прошлым и будущим. И сегодня журнал успешно пытается формулировать идеологическую доктрину современности, поддерживает русскую идею, осваивает традиции русской мысли, бережно хранит совершенство русского литературного языка.

В очередном выпуске «Литературного четверга» предлагаем вам обзор номеров текущего года.

Первый номер «Москвы» вышел с новой автобиографической повестью Юрия Полякова «Писатель без мандата», рассказывающей о президентских выборах 1996 года, о намерениях самого автора на выборах, неудавшемся депутатстве, о коллегах-писателях, об экранизации своих предыдущих произведений.

«В 1996 году я понял, что капитализм с нечеловеческим мурлом пришел в Отечество всерьез и надолго. Растаяли, «как утренний туман», надежды на триумфальное возвращение социализма при сохранении, конечно, разумного частного предпринимательства и свободы слова. Президента Бориса Ельцина, который после расстрела Белого дома и провала реформ был годен разве на роль подсудимого, с трудом переизбрали на новый срок. В этой борьбе за Кремль я был всецело на стороне коммуниста Зюганова, причем, не мысленно или душевно, а практически. Незадолго до решающего голосования мне позвонил режиссер Владимир Меньшов и предложил… Впрочем, расскажу все по порядку»

 В первом и втором номерах журнала напечатана повесть Василия Аксенова «Пламя, или Посещение одиннадцатое».

Василий Иванович Аксёнов, однофамилец известного писателя Василия Павловича Аксенова, родился и  вырос в  Красноярском крае. Начал печататься с начала 80-х годов.  Писатель обладает удивительным писательским даром: втягиваешься в его рассказ и приходится сделать над собой усилие, чтобы выйти из повествования. 

Роман о жизни села Елань Красноярского края (родина писателя).  «Десятого мая я покинул Ялань. Меня как лист от ветки ветром оторвало и по сей день по воздуху кружит». Воспоминания автор перемежает размышлениями о русском характере: «У нас какой характер? Русский. Тут и исследовать не надо. Русским назвался, ну и, sapienti sat, вроде как описал себя вполне. «Глаз узкий, нос плюский, а сам русский» –в детстве у нас так говорили. И в Ленинграде от известного современного ученого Льва Николаевича Гумилёва я поговорку эту слышал».

Стиль автора не похож ни на одного писателя. Василий Иванович Аксёнов обладает удивительным писательским даром: он заставляет настолько сопереживать написанному, что читатель, закрывая книгу, не сразу возвращается в реальность – ему приходится делать усилие, чтобы вынырнуть из зеленого таежного моря, где разворачивается действие романа, и заново ощутить ход времени. Эта книга без пафоса и назиданий заставляет вспомнить о самых простых и вместе с тем самых глубоких вещах, о том, что родина и родители – слова одного корня, а любовь – главное содержание жизни, и она никогда не кончается.

Вот уже двадцать лет Александр Сегень — постоянный автор журнала «Москва». Со второго номера текущего года началось печатание его романа «Эолова Арфа».

В романе интересно и узнаваемо описывается история советского кинематографа с 50-х годов 20 века. Писатель повествует о творческих успехах и жизненных удачах, о разочарованиях и поражениях, без которых не обходится ни одна биография. Читая этот увлекательный роман, вы узнаете интересные факты из истории создания известных советских фильмов. Роман был отмечен литературной премией имени Юзефа Мацкевича и номинирован на премию «Гарантии культуры». Продолжение романа читайте в №№ 3, 4, 5, 11 журнала.

В номерах 5, 6 журнала напечатана вторая книга романа Анатолия Салуцкого «Немой набат». Первая книга романа была опубликована в журнале «Москва» (№ № 7, 8, 9, 2019) и теперь вышла отдельным изданием.

Анатолий Самуилович Салуцкий - автор сотен публицистических статей на политические и остросоциальные темы. В качестве эксперта неоднократно был членом российской делегации на Генеральных Ассамблеях ООН. Академик Академии российской словесности. Первый заместитель председателя правления Российского фонда мира. Член Союза писателей СССР.

Действие романа происходит в наши дни, политический пейзаж узнаваем, вплоть до реальных знаковых фигур и случившихся на наших глазах событий. Анатолий Салуцкий приоткрывает потайные двери, ведущие в глубинные лабиринты власти, и расставляет опознавательные знаки современного политического ландшафта. Его действующие лица почти все сплошь из номенклатурной и деловой элиты, так или иначе причастные к кремлёвской политической кухне.

Главные герои: русский промышленник, в уста которого автор вложил немало любимых идей; его антипод – «игрок», «виртуоз сиюминутности», «решала», готовый на любую подлость; женщина, за которую они борются, олицетворяющая собой, как подчёркивается в романе, саму Россию. Отношения в этом любовном треугольнике составляют ядро повествования, определяют драматургию. Но не менее смыслово насыщенны и другие сюжетные линии, где переплетаются судьбы и характеры, где представлены уникальные типы современного российского политического пейзажа. Тут и пронырливый «офшорный аристократ», и говорливый «депутат-вольнодумец», и хорошо информированный чиновник из Минэкономразвития, и неприметный банковский служащий – тайный «информатор» власти, работающий «в тылу завтрашнего дня», и пронырливый писака, состоящий на довольствии у опального олигарха... Не обошлось и без актуального конспирологического сюжета, и здесь свои герои: «журналист-пятиколонник», прошедший идеологический тренинг в Штатах, его американский шеф и профессиональный вербовщик с дипломатическим статусом...

Во второй части романа герои продолжают борьбу за справедливость, которую каждый из них понимает по-своему. А власть, глухая к запросам жизни по-прежнему не желает учитывать чаяния народа, из-за чего противостояние низов и верхов быстро нарастает, приближаясь к «точке кипения». Нарастающее напряжение между этими двумя разнонаправленными полюсами рискует разразиться мощным грозовым разрядом, способным пожаром полыхнуть по России. И в народе, сбитом с пути, лишённом ориентиров, мечущемся в поисках столбовой дороги, всё сильнее звучит набат. Пока – немой.

В № 8, 9, 10 напечатан роман Александра Аннина «Лезвия луж».

Александр Александрович Аннин - писатель, кинодраматург, публицист. Работал на различных должностях в московских газетах и журналах. Автор нескольких романов и повестей, опубликованных столичными издательствами и журналами, радиопостановок для детей на историческую тему, а также исторических передач для взрослых. Лауреат национальных и международных премий в области литературы, журналистики, телевидения и радио.

Сюжет романа таков: годами люди ходят на работу мимо самого обычного забора – длинного, высокого и глухого. И вот, ни с того ни с сего, двум старым друзьям приходит в голову поинтересоваться: а что же там, за этим таинственным забором? Совершенно случайно перед героями романа приоткрывается тайна, знать которую простому смертному не положено. С этого момента друзья вступают в конфликт с незримой силой. Выжить и не сойти с ума – вот их единственная задача.

Приглашаем познакомиться с журналом «Москва» на абонементе!

Ольга Алексеевна Власенко,

 ведущий библиотекарь отдела абонемента

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!
Информация 12+
Свидетельство о регистрации средства массовой информации: Эл № ФС77−53556 от 4 апреля 2013 года выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Учредитель, редакция При использовании материалов прямая ссылка на сайт pskovlib.ru обязательна. Информационная безопасность: как не поддаться на уловки кибермошенников
Контакты Адрес
Официальный интернет-ресурс для информирования о социально-экономической ситуации в России. Культура. Гранты России. Общероссийская база конкурсов и грантов в области культуры и искусства. Российская библиотечная ассоциация Министерство культуры Российской Федерации Президентская библиотека им. Б.Н. Ельцина Портал Культура.рф АРБИКОН КОРБИС «Тверь и партнеры» Центр «ЛИБНЕТ» – базы данных в свободном доступе НФ «Пушкинская библиотека» Национальный информационно-библиотечный центр ЛИБНЕТ Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества Книжные памятники Российской Федерации Центральные библиотеки субъектов РФ Официальный сайт Российской Федерации для размещения информации об учреждениях Официальный сайт Комитета по культуре Псковской области Псковская область Российское военно-историческое общество