15 декабря Региональный центр чтения Псковской областной научной библиотеки представил литературную программу «Литературные премии-2014: имена, книги, мнения». Об итогах главных литературных премий России: «Просветитель», «Большая книга», «Русский Букер», «Национальный бестселлер» - присутствовавшим подробно рассказала специалист РЦЧ Антонина Голубева.

Год Культуры подарил нам немало литературных открытий, встреч, событий. И, несмотря на все особенности и сложности культурной жизни России, с которыми встречаются все любители качественной литературы, жизнь продолжается. Проходят литературные фестивали, марафоны и форумы. Издаются новые книги, восходят новые звезды словесности и закатываются старые. Наша задача состоит в том, чтобы не потеряться в бурном потоке литературы, и найти свои Хорошие Книги. В этом нашим незаменимым помощником служат известные всему миру литературные премии: «Просветитель», «Большая книга», «Русский Букер», «Национальный бестселлер».

Лауреаты и финалисты этих премий – это не только увлекательное и качественное чтение, но и высокий уровень художественной прозы.

Литературных премий на сегодняшний день достаточно много, и это многообразие порождает вполне закономерные вопросы: «А зачем вообще нужны литературные премии? Что они дают авторам и читателям?».

Премии как способ продвижения современной литературы нужны, прежде всего, писателям и, безусловно, издателям. А вот как своеобразный навигатор в мире современной качественной литературы они полезны читателям, поскольку иногда именно литературные премии открывают нам совершенно незнакомые, и, вместе с тем, достойные имена. В целом, литературные премии привлекают внимание к современной литературе, о них спорят, их обсуждают, читатели бывают согласны и не согласны с решением жюри. Это доказывает необычайную действенность премий: они превратились в мощный социокультурный феномен, в один из главных инструментов продвижения современной литературы. Поэтому для любой литературной премии XXI века важно привлечь внимание общественности и конкретно внимание каждого читателя.


Премия «Национальный бестселлер» (Нацбест)

Эта премия считается одной из самых непредсказуемых литературных премий, поскольку иногда её лауреаты даже незнакомы широкому кругу читателей. Премию учредили в 2001 году, в Санкт-Петербурге, и с тех пор она по праву считается одним из самых живых и игровых литературных состязаний. По мнению учредителей премии, произведение победителя должно стать событием национального масштаба, самым покупаемым и читаемым бестселлером. Поэтому награду решено было давать за лучший роман на русском языке, и премия получила девиз: «Проснуться знаменитым». За 13 лет существования благодаря Нацбесту знаменитыми проснулись десятки авторов: Александр Проханов, Виктор Пелевин, Дмитрий Быков, Захар Прилепин, Илья Бояшов, Леонид Юзефович, Андрей Геласимов, Михаил Шишкин, таинственный Фигль-Мигль и другие авторы.

Процедура отбора проста: сначала литературные деятели предлагают кандидатов, причём роман может быть и не издан ранее и существовать только в виде рукописи. Затем расширенный список сокращается до короткого, и, наконец, выбирается один – победитель. В 2014 году за победу в финале боролись шесть участников: Сергей Шаргунов с романом «1993», Владимир Сорокин с романом «Теллурия», Владимир Шаров с романом «Возвращение в Египет», Павел Крусанов с романом «Царь Головы», Марат Басыров с романом «Печатная машинка», Ксения Букша  с романом «Завод «Свобода».

Победителем стала Ксения Букша. Когда в финале возникла интрига: одинаковое количество голосов набрали роман Ксении Букши «Завод «Свобода» и «Теллурия» Владимира Сорокина – решающим стало мнение главы жюри премии Леонида Юзефовича.

Ксения Букша – уроженка Петербурга и самая юная номинантка в шорт-листе «Нацбеста-2014», хотя писатель отнюдь не начинающий: первую свою книгу (повесть «Эрнст и Анна») она представила в семнадцать лет, за что удостоилась одобрения российского писателя и журналиста Александра Житинского. С тех пор она написала около десятка романов и повестей плюс отличный сборник рассказов «Мы живём неправильно». Самой большой её прозаической удачей является повесть «Тридцать лет и три года». Проза Букши – действительно яркая, живая и честная страница в современной литературе.

Роман «Завод «Свобода» - документальная антиутопия о созданном в 1920-х годах, советском петербургском заводе радиоэлектронных устройств. Критики называют это произведение реанимацией производственного романа. Однако сама Ксения в одном из интервью отметила, что это не производственный роман, а «книга про людей».

Что касается других книг, вошедших в шорт-лист премии, то они также достойны награды, и как отметил Вадим Левенталь, «это самый сильный шорт-лист Нацбеста за последние годы».

Главный конкурент Ксении Букши за премию Владимир Георгиевич Сорокин – известный русский писатель, сценарист, драматург, один из наиболее ярких представителей концептуализма и постмодернизма в современной русской литературе.

Так уж сложилось, что Сорокин стал не просто главным литературным концептуалистом современности, но и своеобразной отдушиной для тех, кто хочет глубже понять происходящие в нашей стране социальные и политические изменения.

Тем не менее, назвать Сорокина исключительно социально-политическим автором, ни в коем случае нельзя, поскольку он, прежде всего, писатель, художник, не случайно критики называют его Великим Писателем Земли Русской. Конечно, в первую очередь потому, что он обозначает самые животрепещущие вопросы общества и культуры.

Роман «Теллурия» - очередной постмодернистский опыт Сорокина. В каком-то смысле это роман, подводящий итоги очередного этапа в его творчестве. Его личный opus, главный труд последней пятилетки, куда он вложил множество своих сокровенных мыслей о судьбе России. И по сравнению с этим романом, предыдущие книги «День Опричника» (2006), «Сахарный Кремль» (2008), «Метель» (2010) – это своеобразные крупинки, вкладывающиеся одна в другую и, в конечном счете, образующие цельную, осмысленную книгу, роман «Теллурия». В этом романе Сорокин предрекает России и Европе эпоху Нового Средневековья. 50 глав романа описывают историю некоего государства Теллурия, образовавшегося в районе Урала после распада великой Российской Федерации. В этом придуманном мире середины XXI столетия волшебным образом уживаются друг с другом крестоносцы, карлики, роботы, князья и православные коммунисты. И хотя на страницах книги истории героев практически не пересекаются, всех их объединяет одно – погоня за теллуром, редким металлом, супернаркотиком, распахивающим двери в Абсолют, в царство Божие на земле. Из теллура в Новом Средневековье отливают теллуровые гвозди – источник удовольствия, поскольку если его правильно забить человеку в голову, то происходят волшебные вещи – вся его земная жизнь меняется к лучшему. Однако, как почти всегда у Сорокина бывает, сюжет в романе условный, и поиск Абсолюта, этого земного счастья – это лишь повод для стилистических, литературных экспериментов. В романе – многообразие языковых и жанровых коллизий: здесь традиционное романное письмо соседствует с драмой, поэзия – с канцелярщиной, молитва – с дневниками. То же самое происходит и с языком: Сорокин – почти единственный сегодня в России писатель, для которого язык, речь играют ключевую, самостоятельную роль. Каждая глава этого романа написана на каком-то своём языке, и некоторые критики говорят даже, что роман «на 50 языках».


Премия «Просветитель 2014»

Эта премия отличается от других своей тематикой: она вручается за лучшие книги в области научно-популярной литературы. Учреждена премия в 2008 году основателем Фонда некоммерческих программ «Династия» Дмитрием Борисовичем Зиминым. Цель премии – привлечь внимание читателей к просветительскому жанру, а также создать предпосылки для расширения рынка научно-популярной литературы. Премия вручается в двух номинациях: естественные науки и гуманитарные науки.

В этом году состоялась уже седьмая церемония вручения премии. Выбрать лауреатов оказалось не так-то просто, поскольку все 8 книг, которые вошли в шорт-лист, заслуживают признания.

Итак, финалисты премии «Просветитель»: «Денди. Мода. Литература. Стиль жизни» Ольги Вайнштейн (книга рассказывает об английских клубах и джентльменских розыгрышах, о светских приемах и виртуальном аристократизме); «Свитки из пепла. Еврейская «зондеркоммандо» в Аушвице-Биркенау и её летописцы» Павла Поляна (эта книга уникальна, поскольку в ней впервые собраны до недавнего времени совершенно неизвестные в России «Свитки из пепла» - центральные документы Холокоста); «Викинги — люди саги: жизнь и нравы» Аделаиды Сванидзе (единственное в своём роде подробное описание общественной жизни легендарных викингов, их жизни и нравов); «Прорыв за край мира» Бориса Штерна (в этой книге на популярном уровне отражено развитие главных идей космологии на протяжении последних ста лет вплоть до апреля 2014 года); «Кто изобрел современную физику? От маятника Галилея до квантовой гравитации» Геннадия Горелика (рассказывает о возникновении новых понятий науки, начиная с изобретения современной физики в XVII веке и до нынешних стараний); «Жизнь замечательных жуков» Александра Соснина, Андрея Лобанова, Сергея Ижевского (в создании книги принимали участие 37 лучших макрофотографов России и других стран; книга - в полном смысле слова научно-популярная: многое в ней интересно и специалисту-энтомологу, и преподавателю высшей школы, но в целом она вполне доступна школьнику и просто любителю животных). И победители этого года: Ася Казанцева с книгой «Кто бы мог подумать: как мозг заставляет нас делать глупости» стала лауреатом в номинации «Естественные и точные науки», а Сергей Яров с книгой «Повседневная жизнь блокадного Ленинграда» - в номинации «Гуманитарные науки».

По профессии Ася Казанцева – журналист, по образованию – биолог, и эти две составляющие создали необычайно талантливого автора – ревностного популяризатора большой науки. Книга об «основных биологических ловушках, которые мешают нам жить счастливо и вести себя хорошо». Тезисы, которые выдвигает Ася (и одновременно названия глав этой книги) необычайно актуальны сегодня: «Сколько можно жрать?», «Бросить курить легко?», «Был пьян, ничего не помню!», «Почему в ноябре так трудно жить и работать?», «Как выбраться из зимней депрессии?», «Что вреднее: быть толстым или курить?», «Химия любви» – о каких веществах идет речь?», «Мужчины предрасположены к изменам?». Эта книга для Аси Казанцевой – первая, и она стала несомненной удачей. Главная причина этой удачи – в актуальности и современности темы. Кроме того, необыкновенный успех книги и в ярко выраженном профессионализме автора. Как биолог она представляет глубоко научные и обоснованные факты, среди которых особое место занимают опыты, эксперименты, наблюдения самой Аси. При этом, научно излагая материал, Ася говорит: «Верьте тому, что Вам нравится». Но в том и дело, что нравится в этой книге – всё. И особенно её молодой задор, её живой стиль: ведь автору нет и тридцати. Ася с легкостью и непринуждённостью, увлечением и юмором излагает материал. И кажется, будто она никакой не биолог с дипломом, а ваша добрая приятельница, с которой вы встретились за чашкой чая. Книга будет интересна тем, кто стоит перед выбором, перед серьезными решениями: начинать ли курить, пить ли алкоголь и сколько, как правильно общаться с партнером, как справляться с плохим настроением. Кроме того, эта книга поможет глубже осознать проблемы, с которыми мы сталкиваемся в повседневной жизни.


Сергей Викторович Яров (лауреат премии «Просветитель 2014» в номинации «Гуманитарные науки») – доктор исторических наук, профессор Европейского Университета в Санкт-Петербурге и Российского государственного педагогического университета им. Герцена, ведущий научный сотрудник Санкт-Петербургского института истории РАН. Есть в истории и в литературе уже вполне сложившееся, хрестоматийное описание блокады: описание героизма и стойкости людей, которые не жалуются и терпеливо переносят трудности, верят в лучшее будущее. Книга Сергея Ярова «Повседневная жизнь блокадного Ленинграда» полностью стирает это представление. Она, конечно же, о подвиге, но подвиге мученическом. Здесь читатель не найдет привычных пафосных слов. Это не энциклопедия жизни осаждённого города с подробным обзором всех её сторон. Это книга о блокаде, рассказанная глазами самих жителей Ленинграда: об их бедах и страданиях.




Премия «Русский букер»

Премия «Русский Букер» присуждается ежегодно за лучший роман года на русском языке. Вручается с 1991 года, и за время своего существования она завоевала и сохраняет репутацию самой престижной литературной премии страны. Цель премии – привлечь внимание читающей публики к серьёзной прозе, обеспечить коммерческий успех книг, утверждающих традиционную для русской литературы гуманистическую систему ценностей. В 2014 году в шорт-лист премии традиционно вошло 6 романов: «Жизнеописание Петра Степановича К» Анатолия Вишневского, «Ключ. Последняя Москва» Натальи Громовой, «Обитель» Захара Прилепина, «Воля вольная» Виктора Ремизова, «Мраморный лебедь» Елены Скульской и лауреат премии - «Возвращение в Египет» Владимира Шарова.

 

 

 

Московский писатель Владимир Александрович Шаров – кандидат исторических наук, что, несомненно, сказалось на его мировоззрении и творчестве. В России его называют «писателем для писателей». Каждое произведение Владимира Шарова пропитано русской религиозностью, но совсем не в том виде, в котором мы привыкли её наблюдать. Религиозная мысль у Шарова рассматривается в историческом контексте. Он говорит: «Я всю русскую историю понимаю через Библию. И пытаюсь это написать. Наша история представляется мне не Книгой Бытия, а книгой комментариев, толкований библейских текстов».

Седьмой роман Владимира Шарова «Возвращение в Египет» вновь демонстрирует нам единение исторической реальности и библейских сюжетов. Так, советскую историю и современную действительность он рассматривает через гоголевский и библейский мифы.  Известно, что, Николай Васильевич Гоголь задумывал «Мёртвые души» как трехчастную поэму, где, по аналогии с «Божественной комедией» Данте, герой проходит путь через «ад», «чистилище» и попадает в «рай», очищается от грехов. Но второй том был драматически сожжён писателем. И вследствие этого появился миф, будто Гоголь уничтожил вместе со второй частью поэмы некий описанный в ней рецепт спасения России. С тех пор этот миф переходил из уст в уста, и всех мыслящих людей интересовал один и тот же вопрос: «Русь, куда несёшься ты?». В начале XX века, накануне революции и Гражданской войны, в среде многочисленных потомков Н. В. Гоголя этот вопрос приобрел другую, довольно странную, трактовку: что все беды и несчастья, обрушившиеся на страну – это мистические последствия незавершённости поэмы Гоголя «Мертвые души». И вот, как раз, чтобы восстановить Рай на земле, нужно поэму продолжить и закончить.

За эту идею и берётся Владимир Шаров: он создаёт историю в письмах семьи, связанной родством с писателем Николаем Васильевичем Гоголем. Герои Шарова живут в ХХ веке и свято верят в то, что завершить труд великого писателя должен полный его тезка – Николай Васильевич Гоголь-второй. Новый Николай Гоголь – это агроном по образованию, человек XX века, прошедший ГУЛАГ, сталинские репрессии, что, несомненно отразилось на его мироощущении. Он набрасывает план поэмы, прочерчивает жизненный путь её главного героя Чичикова, который становится пастырем и намеревается вывести русский народ из «египетского плена». И здесь Шаров отсылает нас к библейскому мифу об Исходе, когда Моисей вывел израильтян из Египта, из антихристового царства, и привёл их к земле Обетованной, но сам умер, так и не увидав её. Так Шаров проводит в романе историко-религиозную параллель: советская история – это как раз путь назад, возвращение в Египет, в то самое антихристово царство. И новый Чичиков, соответственно, должен вывести народ из неверия. В результате, в переплетениях судеб, потерянных в советскую эпоху поколений, Шаров пытается постичь время, трагическую историю нашей страны, задаваясь историософским вопросом: в самом ли деле нашли евреи свою землю, и шире - нашли ли люди Землю Обетованную? Или ищут до сих пор? При этом серьёзные религиозно-философские вопросы «Бог, История, Родина, творчество…» сочетаются у Шарова с особым, бережным, отношением к людям и их прошлому.

Роман «Возвращение в Египет» – это, безусловно, гигантский историко-философский труд Владимира Шарова, где в центре внимания в итоге оказывается типичное стремление человека к лучшему, его постоянные метания на тему «а что было бы, если бы?..». В одном из интервью Шарова спросили, «Для чего человек должен прочитать вашу книгу?», и он ответил: «Чтобы понять нашу жизнь последних 50 - 60 лет. Я и сам писал, чтобы понять». Роман, безусловно, дает пищу для размышлений об истории нашей страны, о вечных вопросах бытия, и, наверное, это один из современных примеров бережного обращения к русской классической литературе.

Премия «Большая книга»

Национальная литературная премия «Большая книга» ориентирована в большей степени не на поиск и открытие новых имен (как, например, Нацбест), а на признание уже имеющихся литературных заслуг. Учредителем премии является «Центр поддержки отечественной словесности». Премия была объявлена в ноябре 2005 года. На соискание премии принимаются произведения всех прозаических жанров, включая мемуары, жизнеописания и документальную прозу.

В этом году в шорт-лист премии вошло 9 произведений: «Воля вольная» Виктора Ремизова - «За открытый взгляд на современные общественные конфликты»; «Время секондхэнд» Светланы Алексиевич - «За веру в право каждого быть услышанным»; «Возвращение в Египет» Владимира Шарова - «За своеобразный вызов нынешнему обществу нечитателей»; «Завод «Свобода» Ксении Букши - «За гуманистический посыл, прорастающий сквозь языковый эксперимент»; «Перевод с подстрочника» Евгения Чижова - «За искусность, с которой автор обнажает скрытую за фасадом восточной сказки и словесной вязи фантасмагорию деспотизма»; «Обитель» Захара Прилепина - «За убедительное продолжение традиции русского социально-исторического романа»; «Пароход в Аргентину» Алексея Макушинского - «За волнующий рассказ о переплетении частной судьбы творческого человека с историей XX века и благотворную приверженность модернистскому письму»; «Теллурия» Владимира Сорокина - «За неиссякаемое мастерство стилизации и силу предвидения»; «Ильгет» Александра Григоренко - «За умелое создание авторских мифов и апокрифов».

Как отметил председатель жюри Андрей Арьев, все романы «объединены одной темой: почти осязаемым наличием в мире зла». «Зло может быть персонифицированным в самих героях, может осмысляться метафизически как изначальное состояние мира». И больные вопросы современности объясняются в этой прозе накопленным во внутреннем мире человека духовным опытом».

В итоге первое место жюри присудило Захару Прилепину за роман «Обитель». Вторая премия досталась Владимиру Сорокину и роману «Теллурия». Третьим стал Владимир Шаров с романом «Возвращение в Египет».

В одном из интервью Захар Прилепин сказал: «Никакая тема никогда не будет закрыта до конца – ни война, ни тюрьма, ни революция. Всякая новая эпоха даёт шанс настроить оптику чуть иначе, увидеть те же события с другого расстояния». Так, именно с другого расстояния в своём новом романе «Обитель» он обращается к теме для русской литературы совсем не новой – теме Лагеря. Только у Прилепина изображен не ГУЛАГ, а СЛОН – Соловецкий лагерь особого назначения конца 1920-х годов, первый концентрационный лагерь советской власти, организованный для «перековки чуждого элемента», где под сенью монастырских стен переплелись судьбы поэтов и бандитов, интеллектуалов и маргиналов, блаженных и блатных.

Казалось бы, зачем современному писателю обращаться к теме, которая вдоль и поперек исследована не просто маститыми предшественниками, а теми, кто сам испытал трагедию лагерной жизни: есть «Архипелаг ГУЛАГ» Солженицына, есть «Колымские рассказы» Шаламова, есть, в конце концов, воспоминания Олега Волкова. Однако Прилепин и не претендует на то, чтобы превзойти своих предшественников. «Солженицын огромен и неоспорим, - говорит он, - но я поставил свой маленький мольберт немножко в стороне и рисовал то, что считал нарисовать нужным сам». А нужным ему показалось понять, прежде всего, как в душе лагерного человека соотносятся границы свободы физической с границами свободы духовной. Вместе с главным героем, 27-летним Артёмом Горяиновым, автор погружается в самую суть понятия греховности. Прилепину важно страданием «очистить» Артёма, показать, каков он изнутри, этот страшно обаятельный человек – человек без страха Божия и любви... Соловки дают возможность увидеть лагерную жизнь иной, более сложной, поскольку в 20-е годы в лагере, по словам самого Прилепина, «практически царило самоуправление, все производства возглавляли сами заключённые…».

Многие критики называют роман «Обитель» главным литературным событием этого года в России, суперроманом. Причин несколько: объём – почти 800 страниц, где мы видим гармоничное смешение многочисленных исторических персонажей с вымышленными, так, что и разделить их невозможно; широчайший диапазон – роман легко можно поименовать «энциклопедией соловецкой жизни», поскольку история Соловков воссоздана с опорой на многочисленные документальные источники (дневники, письма, воспоминания); и, безусловно, психологическая достоверность происходящего. Роман никого не оправдывает и не судит, автор только показывает, как легко могут сочетаться в одной душе, на одном клочке земли ад и рай, любовь и смерть, вой и песня, боль и радость. Это роман о людях, о мужчинах и женщинах, о вере, о слабости, о подлости - «здесь представлена живая жизнь – которая всегда вмещает в себя всё: и трагедию, и комедию, и плутовской роман, и мелодраму». В целом, это книга без идеологии, стоящая на том, что «человек тёмен и страшен, но мир человечен и тёпел», а значит, жизнь земная – сладка. Значит, можно жить и дальше.



Книга «Время секондхэнд» Светланы Алексиевич победила в читательском голосовании премии «Большая книга». Это документальный роман и завершающая, пятая книга её знаменитого художественно-документального цикла «Голоса Утопии». «Яне пишу сухую, голую историю факта, события, я пишу историю чувств. Я складываю мир своих книг из тысяч голосов, судеб, кусочков нашего быта и бытия. Я высматриваю и выслушиваю свои книги на улицах. За окном. Моя хроника охватывает десятки поколений. Она начинается с рассказов людей, которые помнили революции, прошли войны, сталинские лагеря, и идет к нашим дням – почти 100 лет. Это история русско-советской души. История великой и страшной Утопии – коммунизма». В романе «Время сэконд-хенд» показан отдельный человеческий тип – homosoveticus. Одни считают, что это трагический персонаж, другие называют его «совком». Автор говорит: «Мне кажется, я знаю этого человека, он мне хорошо знаком, я рядом с ним, бок о бок прожила много лет. Он – это я. Это мои знакомые, друзья, родители».

В книгах Светланы Алексиевич мы видим, как реальные люди рассказывают о главных событиях своего времени – о войне, о развале социалистической империи, о Чернобыле. Вместе эти книги отражают историю страны, при этом каждый отдельный человек рисует историю своей маленькой человеческой судьбы. Светлана Алексиевич – это чтение для тех, кто хочет быть не просто в потоке истории, а понимать, что происходит вокруг него. «Прошлое всё время не позади, а впереди нас», говорит она. И это действительно так: человек, не знающий историю, не делающий выводов обречён совершать ошибки – как личного, так и государственного, общечеловеческого масштаба.


Представленные книги разнообразны по содержанию и форме, по жанру и стилю, но есть нечто, что их объединяет. Это одно переживание, одна тема – больные вопросы современности. Ведь что как не литература, может отразить нашу жизнь во всей её полноте.

О других книгах, привлёкших внимание критиков и удостоенных признания, вы можете прочесть на сайте Регионального центра чтения Псковской областной научной библиотеки.


Антонина Голубева, Региональный центр чтения Псковской областной научной библиотеки

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!
Информация 12+
Свидетельство о регистрации средства массовой информации: Эл № ФС77−53556 от 4 апреля 2013 года выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Учредитель, редакция При использовании материалов прямая ссылка на сайт pskovlib.ru обязательна. Информационная безопасность: как не поддаться на уловки кибермошенников
Контакты Адрес
Официальный интернет-ресурс для информирования о социально-экономической ситуации в России. Культура. Гранты России. Общероссийская база конкурсов и грантов в области культуры и искусства. Российская библиотечная ассоциация Министерство культуры Российской Федерации Президентская библиотека им. Б.Н. Ельцина Портал Культура.рф АРБИКОН КОРБИС «Тверь и партнеры» Центр «ЛИБНЕТ» – базы данных в свободном доступе НФ «Пушкинская библиотека» Национальный информационно-библиотечный центр ЛИБНЕТ Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества Книжные памятники Российской Федерации Центральные библиотеки субъектов РФ Официальный сайт Российской Федерации для размещения информации об учреждениях Официальный сайт Комитета по культуре Псковской области Псковская область Российское военно-историческое общество