Сегодня в рубрике «Наедине с книгой» мы рассказываем о романе Сухбат Афлатуни «Рай земной», который вошел в короткий список премии «Большая книга» - 2019.

Книга доступна для чтения на книжной полке Псковской областной универсальной научной библиотеки в электронной библиотеке «ЛитРес».

Знакомьтесь с новинкой и читайте книги-online!

Сегодня в рубрике «Наедине с книгой» мы рассказываем о романе Сухбат Афлатуни «Рай земной», который вошел в короткий список премии «Большая книга» - 2019. Книга доступна для чтения на книжной полке Псковской областной универсальной научной библиотеки в электронной библиотеке «ЛитРес». Знакомьтесь с новинкой и читайте книги-online!

Писателя Сухбат Афлатуни читающие люди знают как автора поэтических сборников и книг прозы, в том числе романов «Поклонение волхвов», с которым он вошел в финал премии «Русский букер» в 2016 г., «Муравьиный царь» - номинация «Национального бестселлера» за 2016 г. В 2019 году он вышел в финал премии «Большая книга» - с романом «Земной рай».

Но литературным творчеством биография этого человека не ограничивается – под своим настоящим именем Евгений Абдуллаев публикует критические статьи.

Родился в Ташкенте – 19 апреля 1971 г. Как прозаик дебютировал в 2002 году «Ташкентским романом». Стихи и прозу публиковал в литературных журналах России, Узбекистана, Кореи, США и др. Повесть «Глиняные буквы, плывущие яблоки» была инсценирована в 2008 г. театром «Ильхом». Лауреат премий журнала «Октябрь» (2004, 2006), первый лауреат «Русской премии» (2005), поощрительной премии «Триумф» (2006). Шорт-лист премии им. Ю. Казакова (2008), лонг-лист «Большой книги» (2010). Член редакционного совета журнала «Дружба народов» (с 2009).

Почему же Сухбат Афлатуни? За этим затейливым псевдонимом, который в переводе с киргизского означает «Диалоги Платона», скрываются свои смыслы: «Люблю Платона, изучал его, даже лет 10 назад написал целую книгу. К тому же «Афлатуни» - двойственный псевдоним, с одной стороны, «Афлатун» - Платон, а с другой - такая «гиперссылка» на очень любимого писателя Андрея Платонова».

Но и это еще не все, в одном интервью Евгений Абдуллаев говорит: «Я историк философии, изучаю античную философию, немного занимаюсь русской, немного среднеазиатской. Больше, наверное, историк, чем философ. Да и как писателя меня тянет к исторической прозе. Даже когда пишу о современности, стараюсь, чтобы она была «подсвечена» прошлым. Прошлое придает всему объемность, заставляет отбрасывать тени…».

«Тени прошлого» присутствуют в каждой книге автора, и «Рай земной» - не исключение. Эта книга может быть воспринята и «как текст об исторической памяти, и как продолжение лагерной темы русской литературы, и как религиозная притча».

Это история первоначально имела другие названия - «Дом с видом на снег» и «У лесного ручья», что не случайно. Книга многослойна, многопланова и глубока. Это история отражений, любви и вечности. История, которая мистически затягивает. Читаешь и будто хочешь оставить чтение, но непроизвольно глаза пробегают по следующим строчкам, а душа цепляется за новые витки сюжета, языка, стиля.  Такая литература не оставляет и после прочтения. Она заставляет рефлексировать, искать ответы, думать.

Разные названия у этой книги не случайны – она содержит многогранность смыслов, а заглавные образы Дома и ручья являются едва ли не ключевыми: в Доме – типовой пятиэтажке на краю поля, где были расстреляны в тридцатых годах поляки, живут главные героини книги, у ручья происходит узловая для осмысления всей идеи книги, встреча.

Сюжетных линии в романе несколько – это истории двух девушек, разных по характеру, но близких по судьбе – судьбе человеческого одиночества и какой-то жизненной нелепости: Плюши (Полины) и Натали.

Плюша - полька по происхождению, работает в Музее репрессий, изучает дела репрессированных поляков и прежде всего - рукописи православного священника Фомы, принявшего мученическую смерть за веру.  И здесь, по существу, раскрывается второй – теософский план романа, из которого мы черпаем и духовные премудрости священника, и знакомимся с его «Детским Евангелием», одновременно погружаясь в междустрочную философию самого автора, понимаем, что эта книга – о любви, великой ее силе и красоте.

Так мы обращаем наши взоры к еще одному «слою» романа – метафизическому – с его странными образами «колодцев счастья», «зеркальными комнатами», чумой в человеческом обличии, загадочной Катаржиной, таинственно прерывающей жизни героев книги, которые по глубине своего художественного воплощения несут в себе идею подвижнического труда во благо разумного, вечного.

Есть здесь место и человеческому страданию, и одиночеству, и обнажению внутренних бездн, которые таятся в глубине души каждого человека.  Но, наверное, самое главное заключается, все же, в том, что у каждого из героев, есть свой рай – «земной», только осознание этого приходит к ним на исходе пути, несущем череду потерь и горьких разочарований.

 

«Жить нужно при мысли о трех скорых кончинах. О скорой кончине своих близких людей, о своей собственной скорой кончине и кончине всего этого мира. Если будешь мыслить о скорой смерти своих близких, представлять их похороны, то невольно станешь больше любить их и прощать им их недостатки, как прощают тем, кто уже находится на одре смерти. Если о своей скорой кончине – то не будешь беспечным и рассеянным, постараешься примириться с людьми и больше делать им добра. Если же будешь всегда памятовать о скором конце всего мира, то увидишь, как всё в нем преходяще, дымообразно, станешь больше думать о Царствии Божием и готовиться к нему»

(Строки из романа)

Подобного рода премудрости вплетены автором в ткань романа осторожно, ненавязчиво, но именно они и остаются в сознании по прочтении, о них размышляешь, постигая важность каждой минуты собственной жизни, обращаясь в глубины своей души и совести.

«Книга Сухбата Афлатуни многогранна. Каждый в ней найдет что-то свое. Книга далеко не развлекательная. Что может быть развлекательного в трудной жизни, на которую обрекли человека обстоятельства, время или он сам?

И все-таки книгу надо прочитать, чтобы хоть немного приблизиться к пониманию себя. Где он, твой Рай Земной?»

(Из рецензий читателей).

Не ждите от этой книги легкости – это не отвлекающее чтение, не ждите и витиеватых премудростей – это не духовно-религиозный трактат. Будьте готовы медленно, но верно, идти по пути глубокого постижения своей собственной души – потому что в каждом герое, встретившемся вам на пути, вы обязательно почувствуете что-то знакомое, родное – это будет ваше собственное отражение в бесконечной борьбе вечных начал – добра и зла.

«Мир после грехопадения превратился в огромную зеркальную комнату. Бог, он же Добро, творит. Зло не способно к творчеству, оно только отражает. Один грех отражает другой, третий, четвертый. Иногда грех отражает добро, но всякое отражение – всего лишь отражение; отраженное добро выходит несовершеннее, сомнительнее. А следующее отражение – еще более отдаленное от добра, от творчества и от любви, которая есть добро производящее, рождающее…».

Не доверяйте отражениям – смотрите глубже, ибо «Царство Небесное - мир чистый, самодостаточный, без отражений». Важно лишь найти истину и сохранить душу в чистоте и совести.

«Литература – как и философия – это поиск истины, рождение истины, - говорит Сухбат Афлатуни, - только в литературе это происходит не в споре, не в размышлении, а – в игре. В занятной игре, которую ведут автор и читатель. Вроде бросания мяча. Я – вам, вы – мне…».

Сухбат Афлатуни сделал свой «бросок», теперь очередь за его читателем – поймет ли он, что «Рай земной» - эта многогранная, сюжетно выстроенная, история – несет в себе вечную идею примирения? Торжества жизни над смертью? Важности человеческого сочувствия, совести, честности – к самому себе, прежде всего? Вопросы риторические. Ответы же неведомы нам, как неведомо и то, что таят в себе внутренние бездны души каждого из нас.

Желаем приятного прочтения!

Книга доступна для чтения в онлайн – библиотеке «ЛитРес». Для получения читательского билета (логина) и пароля необходимо обратиться в информационный центр библиотеки по электронной почте  sbopskov@yandex.ru

Голубева Антонина, главный специалист Регионального центра чтения

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!
Информация 12+
Свидетельство о регистрации средства массовой информации: Эл № ФС77−53556 от 4 апреля 2013 года выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Учредитель, редакция При использовании материалов прямая ссылка на сайт pskovlib.ru обязательна. Информационная безопасность: как не поддаться на уловки кибермошенников
Контакты Адрес
Официальный интернет-ресурс для информирования о социально-экономической ситуации в России. Культура. Гранты России. Общероссийская база конкурсов и грантов в области культуры и искусства. Российская библиотечная ассоциация Министерство культуры Российской Федерации Президентская библиотека им. Б.Н. Ельцина Портал Культура.рф АРБИКОН КОРБИС «Тверь и партнеры» Центр «ЛИБНЕТ» – базы данных в свободном доступе НФ «Пушкинская библиотека» Национальный информационно-библиотечный центр ЛИБНЕТ Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества Книжные памятники Российской Федерации Центральные библиотеки субъектов РФ Официальный сайт Российской Федерации для размещения информации об учреждениях Официальный сайт Комитета по культуре Псковской области Псковская область Российское военно-историческое общество