Познавательную интерактивную программу, посвященную Масленице, провели сотрудники отдела литературы по культуре и искусству в одной из школ города.

Библиотекари рассказали о том, что праздничное веселье нашло отражение в работах многих русских художников, младшим школьникам было предложено изготовить обрядовую куклу, учителям представили выездную выставку литературы и электронные информационные ресурсы библиотеки по искусству.

Познавательную интерактивную программу, посвященную Масленице, провели сотрудники отдела литературы по культуре и искусству в одной из школ города.

Старшеклассникам рассказали о том, что пропитанное русским духом, национальным колоритом, праздничное веселье нашло отражение в работах многих русских художников: Константина Маковского «Праздничные гуляния…», Алексея Третьякова «Смотрины молодых», Федота Сычкова «Праздничная забава» и других.

Библиотекари обратили внимание учащихся на картину Василия Сурикова «Взятие снежного городка» (1891 год).  На ней художник изображает старинную сибирскую игру, популярную в казачьей среде, в которую играли в последний день Масленицы – Прощеное воскресенье.

В основу сюжета легли детские впечатления живописца: «Помню – вспоминал он, как «городок» брали. Городок снежный. И конь черный прямо на меня… Я его потом в картину вставил. Я много «снежных городков» видел. По обе стороны народ, а посреди снежная стена. Лошадей хворостинами – чей конь первый сквозь снег прорвется».

По своему обыкновению, многие детали Василий Суриков писал с натуры – друзья живописца специально для него инсценировали полный «вариант» игры в селе Лодейки. Долгое время у художника не получалось изображение всадника на лошади. Он вспоминал, что «раз пять делали городок в своем дворе и звали казака, который, настегивая лошадь, летел на городок».

Наиболее известные и точно передающие настроение русского народного праздника картины принадлежат Борису Кустодиеву. Им было написано несколько полотен с названием «Масленица» и множество зарисовок и этюдов. Они были созданы в период с 1916 по 1920 годы в сложное время не только для страны, но и для художника. Первая мировая война, революционный 1917 год и Гражданская война с одной стороны, и страшная болезнь, тяжелая операция и инвалидное кресло с другой.

Знаменитую картину «Масленица» 1916 года Борис Кустодиев задумал писать, лежа в больнице после второй операции. Тогда он добился разрешения на творчество у оперировавшего его профессора Льва Стуккея, который вначале предписал ему полный покой. И, несмотря на сильную боль, художник по памяти воссоздал картину веселого праздника, словно противопоставляя ее болезни.

Эта работа является символом всего зрелого периода творчества. В ней соединились принципы лубка и венецианской живописи эпохи Возрождения. В композиции можно увидеть черты Питера Брейгеля, которого Борис Кустодиев очень почитал. Они заключаются в своеобразном «обрыве» среднего и заднего планов, открывающего взгляду зрителя безграничное пространство заснеженного города.

Картина выделяется на фоне других работ примитивизмом мазков и яркости палитры. Однако именно эти приемы позволяют максимально точно передать красочную идиллию Масленицы в русской провинции и создать легкое праздничное настроение. Последние лучи заходящего солнца освещают заснеженный город, блестят высокие шпили и купола церквей. Внизу все пестрит от разноцветных качелей и каруселей. Ярко расписные сани в стремительной скачке пытаются выяснить, кто быстрее, удалее, звонче. Произведение напоминает, что жизнь – это праздник. Зимний пейзаж в качестве фона создает атмосферу карнавала.

В дальнейшем эта картина найдет множество откликов в русской культуре. Например, вспомним отрывок из романа «Лето Господне» Ивана Шмелева: «Масленица… Я и теперь еще чувствую это слово… яркие пятна, звоны – вызывает оно во мне; пылающие печи, синеватые волны чада… ухабистую снежную дорогу, уже замаслившуюся на солнце, с ныряющими по ней веселыми санями, с веселыми конями в розанах, колокольцах и бубенцах, с игривыми переборами гармоньки…».

Еще один праздничный день изображен на картине 1919 года. И снова розово-золотистый закат и народное гуляние. Лихая тройка в центре полотна, чуть сзади ее догоняет двойка, а на переднем плане на санях, запряженных белым конем, весело катит молодой купчик с женой. Борис Кустодиев специально выбирает для картины яркие цвета: узоры расписных саней, фасады домов – так он передает народное веселье. Только храм, светлый и умиротворенный, создает на картине островок спокойствия. Созданная в период гражданской войны, голода, разрухи, картина проникнута верой в бессмертие России, ее народа, праздников, истории.

В 1920 году художник пишет еще одну «Масленицу». В этот раз изображается быт русского народа. Борис Кустодиев здесь показывает увлекательные истории, полные мельчайших подробностей. Каждая группа персонажей вполне самостоятельна и передана с восхищением и неуловимой иронией. Создается впечатление, что даже природа принарядилась к Масленице – разукрасила деревья инеем, радуя солнечной и морозной погодой. Эта яркая, праздничная и многоцветная зарисовка перекликается с русским лубочным искусством. Известно, что на работах, посвященных народному гулянью, Борис Кустодиев всегда стремился изобразить мчащуюся русскую тройку – как символ вихря эмоций.

Младшим школьникам было предложено изготовить обрядовую куклу.

В традиционной русской культуре наряду с фольклором, предметами прикладного искусства особое место занимала обрядовая кукла. Ее создавали к народным массовым праздникам, самым популярным из которых была Масленица.

Изготовление кукол считалось настоящим таинством, к которому подходили со всей серьезностью и ответственностью. Домашнюю Масленицу-оберег хранили весь год, как залог плодородия и здоровья, символ достатка. В доме она занимала почетное место – в красном углу или у входа. При наступлении следующего праздника оберег сжигали в ритуальном костре или пускали по реке, а взамен готовили новый.

Символ весны, маленькую домашнюю Масленицу-оберег, своими руками помогла ребятам сделать книга Ирины и Арины Котовых «Русские обряды и традиции. Народная кукла». В ней авторы в увлекательной форме воссоздают уникальные приемы ее изготовления.

Сотрудники отдела учителям и учащимся представили выездную выставку литературы, виртуальную выставку музыкально-нотных и периодических изданий, тематическую подборку неопубликованных материалов , рассказали об электронных информационных ресурсах отдела.

Встреча прошла в рамках проекта «Сохраняя народные традиции».

 

Наталья Грищенко, заведующая отделом литературы по культуре и искусству

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!
Информация 12+
Свидетельство о регистрации средства массовой информации: Эл № ФС77−53556 от 4 апреля 2013 года выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Учредитель, редакция При использовании материалов прямая ссылка на сайт pskovlib.ru обязательна. Информационная безопасность: как не поддаться на уловки кибермошенников
Контакты Адрес
Официальный интернет-ресурс для информирования о социально-экономической ситуации в России. Культура. Гранты России. Общероссийская база конкурсов и грантов в области культуры и искусства. Российская библиотечная ассоциация Министерство культуры Российской Федерации Президентская библиотека им. Б.Н. Ельцина Портал Культура.рф АРБИКОН КОРБИС «Тверь и партнеры» Центр «ЛИБНЕТ» – базы данных в свободном доступе НФ «Пушкинская библиотека» Национальный информационно-библиотечный центр ЛИБНЕТ Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества Книжные памятники Российской Федерации Центральные библиотеки субъектов РФ Официальный сайт Российской Федерации для размещения информации об учреждениях Официальный сайт Комитета по культуре Псковской области Псковская область Российское военно-историческое общество