Вчера стало известно об уходе советской и российской актрисы театра и кино, кинорежиссёра, сценариста, продюсера, заслуженной и народной артистки России Веры Глаголевой.

Свою связь с книгой, чтением она подчеркивала в многочисленных интервью. Публикуем одно из таких интервью в память о замечательной актрисе.

Вчера стало известно об уходе советской и российской актрисы театра и кино, кинорежиссёра, сценариста, продюсера, заслуженной и народной артистки России Веры Глаголевой.

Вера Глаголева не просто красавица и всеобщая любимица. Ее жизнь и работа имеет поколенческое значение. Интеллектуальное и романтическое кино 70-х, 80-х годов 20 века обрело в ней героиню – умную, нежную и естественную. Снималась она много, охотно соглашалась на работу в фильмах-экранизациях. Свою связь с книгой, чтением она подчеркивала в многочисленных интервью.

На сайте библиотеки публикуем одно из таких интервью в память о замечательной актрисе.

Вера Глаголева: Читаю всегда и везде

Народная артистка России, режиссер и актриса Вера Глаголева полюбилась миллионам зрителей очень давно. Ее помнят еще по фильмам "На край света", "В четверг и больше никогда", "Выйти замуж за капитана", "Торпедоносцы" и многим другим картинам, в которых она сыграла очаровательных и женственных героинь. Последние лет десять Глаголева увлеклась режиссурой. Она сняла несколько фильмов, каждый из которых стал ярким культурным событием. Поскольку любому режиссеру, прежде чем приступить к работе, приходится читать большое количество сценариев и синопсисов, то мы решили поговорить с Верой Глаголевой о книгах.

- Вера, скажите, какое место чтение и книга занимают в вашей жизни?

- С самого детства я помню себя читающую всегда и везде. И уверена, что основной мой культурный багаж сформировался именно благодаря книгам. Конечно, и сейчас какие-то имена и новинки я для себя открываю, но очень часто мне вспоминаются книги, прочитанные тогда. Например, "Бремя страстей человеческих" Моэма - потрясающий роман, который совсем по-новому и с новой глубиной открывается, когда его перечитываешь уже в зрелом возрасте, то же самое было и с книгой "Все люди враги" Олдингтона, романами Фолкнера. Я думаю, что для формирующейся личности хорошая литература имеет огромное значение, она очень развивает и дополняет жизнь.

- А были у вас книги-потрясения?

- Конечно. Когда прочитала "Не стреляйте в белых лебедей" Бориса Васильева, это было действительно потрясение. Мне кажется, каждую страницу книги я пропускала через себя и рыдала, читая роман. Потом были "В списках не значился", "Летят мои кони", и я начала читать все что, писал Васильев. На мой взгляд, один из самых честных и эмоциональных писателей. Он писал очень просто, но так, что это проникало в душу.

- Вы так эмоционально говорите, что сразу же хочется перейти с прозы на поэзию. А к стихам как относитесь, кого читаете?

- Стихи, конечно, тоже очень люблю, но, как и с прозой, в юности поэзия увлекала меня куда больше. И с тех пор я пронесла любовь к Ахматовой и другим поэтам Серебряного века. Когда мы работали над Тургеневым (около года назад на экраны вышел фильм Веры Глаголевой "Две женщины" по роману Тургенева "Месяц в деревне". - А. С.), то его стихи в прозе открылись мне по-новому. Когда я поняла, что эти мудрые, проникновенные мысли высказывает человек, практически уже проживший всю свою жизнь, которому осталось жить совсем немного, они зазвучали по-другому. Они оказались вдруг очень волнующими, заставляющими задуматься над человеческими страданиями, особенно обращение к Полине Виардо: "Когда меня не будет, когда все, что было мною, рассыплется прахом, - о ты, мой единственный друг, о ты, которую я любил так глубоко и так нежно, ты, которая наверно переживешь меня, - не ходи на мою могилу... Тебе там делать нечего".

- Это бессмертная классика, а за современной литературой, новинками, премиями следите?

- Не могу сказать, что очень пристально, но книги лауреатов Нобелевской премии стараюсь читать. Недавно пыталась читать роман "Бесчестье" лауреата Нобелевской премии южно-африканского писателя Джозефа Максвелла Кутзее, но поняла, что мне ближе произведения нашей классической или современной литературы. Сама история отношений и типажи героев не очень понятны мне. Если вернуться к отечественной литературе, то мне очень близка Людмила Улицкая. Ее роман "Зеленый шатер" - одна из самых любимых книг. В этой книге мне открылся потрясающий срез времени, в котором жила и я, но, как оказалось, многого просто не видела. Также мне очень интересна Татьяна Москвина, в ее романах описываются яркие женские судьбы. Ее проза очень точная по характерам, по восприятию жизни. А некоторые ее фразы хочется даже заучивать наизусть, настолько точны, ироничны и великолепны. Замечательная книга Андрея Максимова "Посланник" - это интересная история не только про современное телевидение. В этой книге есть свой собственный, местами - ироничный, местами - драматичный взгляд на нашу жизнь.

- Заходите ли вы в книжные магазины и как, на ваш взгляд, у нас сегодня издаются книги?

- Не могу сказать, что бываю в книжных часто. У меня дома довольно большая библиотека любимых книг, которые я могу брать с полки и перечитывать. Сейчас издается много самых различных книг, и когда изредка оказываюсь в каком-нибудь книжном магазине, то очень трудно не растеряться в этом обилии. Конечно, есть и халтура, совершенно однотипные женские романы.

- И такие же детективы.

- Вот такого я тоже не люблю. Хотя бывают и исключения. Например, детектив "Убийственное лето" Себастиана Жапризо - роман замечательный. Там столько эмоций, чувств, психологии. За детективной коллизией раскрывается глубокая психологическая драма. Эту книгу я читала еще в юности, и она меня тоже потрясла.

- И все же, что вы думаете о том, как сейчас издаются книги?

- Очень по-разному. Есть роскошные подарочные, очень красивые издания, а некоторые книги и не очень приятно взять в руки. Рядом с книгами, изданными хорошо и дорого, стоят напечатанные дешево и плохо. Выбор огромный, и это радует, потому что печатные книжные издания очень отличаются от того, что можно найти в интернете и закачать на свой планшет. Когда ты держишь в руках книгу, это совсем другое ощущение.

- Электронные книги, хотя и удобны, но нравятся вам меньше?

- Конечно, меньше. Хотя иногда и я скачиваю книги, которые мне кто-то посоветовал почитать, а у меня нет времени идти за ними в магазин. И это данность XXI века. Но мне важно, когда любимые книги стоят у меня на книжной полке.

- Есть ли у вас друзья среди писателей?

- Конечно. Например, замечательный Дмитрий Быков, который пишет очень много, интересно и в самых различных жанрах. Например, в серии ЖЗЛ у него вышла великолепная книга о Пастернаке, удостоенная нескольких премий. С огромным удовольствием ее прочитала. И стихи у него тоже есть прекрасные.

Источник: Московская правда

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!
Информация 12+
Свидетельство о регистрации средства массовой информации: Эл № ФС77−53556 от 4 апреля 2013 года выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Учредитель, редакция При использовании материалов прямая ссылка на сайт pskovlib.ru обязательна. Информационная безопасность: как не поддаться на уловки кибермошенников
Контакты Адрес
Официальный интернет-ресурс для информирования о социально-экономической ситуации в России. Культура. Гранты России. Общероссийская база конкурсов и грантов в области культуры и искусства. Российская библиотечная ассоциация Министерство культуры Российской Федерации Президентская библиотека им. Б.Н. Ельцина Портал Культура.рф АРБИКОН КОРБИС «Тверь и партнеры» Центр «ЛИБНЕТ» – базы данных в свободном доступе НФ «Пушкинская библиотека» Национальный информационно-библиотечный центр ЛИБНЕТ Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества Книжные памятники Российской Федерации Центральные библиотеки субъектов РФ Официальный сайт Российской Федерации для размещения информации об учреждениях Официальный сайт Комитета по культуре Псковской области Псковская область Российское военно-историческое общество