поиск по базам библиотеки  поиск по сайту





Личный кабинет



Электронная библиотека "Псковиана"
Национальная электронная библиотека
Проект Библиородина
Национальная электронная детская библиотека
Афиша выставок

Календарь событий

Скоро в библиотеке

Шаманькова. От храма в пейзаже - к Распятию. Христианские мотивы, образы, сюжеты в отечественной живописи
Шаманькова. От храма в пейзаже - к Распятию. Христианские мотивы, образы, сюжеты в отечественной живописи
Мусянкова. Примитив в квадрате. Советская культурная политика и изобразительная самодеятельность в лицах и фактах
Мусянкова. Примитив в квадрате. Советская культурная политика и изобразительная самодеятельность в лицах и фактах
Ефимова. Генерал-губернаторы Европейского Севера: место и роль в системе органов государственной власти и управления Российской империи
Ефимова. Генерал-губернаторы Европейского Севера: место и роль в системе органов государственной власти и управления Российской империи

Тематические сайты

Псковский край
Библиотечный портал Псковской области
Региональный центр чтения
Книжные памятники Псковской области
Главная События Выставки

Многогранный Юрий Поляков

11 ноября 2019 13:24

…А где писатели нормальные —

Или повымерли давно?

Кругом – романы криминальные

И сериальное «оно»!

Слепят обложечки блестящие

В разделе «Всё для дураков».

Но есть пока и настоящие,

Вот друг мой – Юра Поляков!..

                                      А. Пшеничный

К 65-летию со дня рождения поэта, литератора, драматурга, сценариста, журналиста, публициста, общественного деятеля, почётного профессора Московского государственного областного университета, председателя Национальной Ассоциации Драматургов, члена Союза писателей Юрия Михайловича Полякова в отделе абонемента открылась книжная выставка «Многогранный Юрий Поляков».

Ю.М. Поляков – один из самых ярких и самобытных современных писателей, произведения которого пользуются большой популярностью у читателей и издаются массовыми тиражами. И эта популярность объясняется не развлекательностью, не легкостью сюжета, как это часто бывает, а тем фактом, что его произведения талантливо и правдиво отражают жизнь, исследуют психологию человека, его место в этой постоянно меняющейся жизни.

Юрий Михайлович родился 12 ноября 1954 года в городе Москве в рабочей семье. Способность к писательству Юрия Полякова открыла школьная учительница по литературе И. А. Осокина, которая по признанию самого автора оказала огромное влияние на него.  В дальнейшем владение словом и определило профессиональный путь, который выбрал для себя Юрий Михайлович. После окончания школы в 1972 году автор поступает в Московский областной педагогический институт им. Крупской на факультет русского языка и литературы. Что интересно, Юрий Поляков совмещал обучение в институте и работу учителем в школе.

В литературном мире Юрий Поляков дебютировал как поэт. В 1974 году в газете «Московский комсомолец» было напечатано первое стихотворение Юрия Михайловича. Но именно прозаические произведения принесли ему широкую известность и сделали одним из самых востребованных писателей России.

Еще в начале 1980-х годов Юрий сел за свою первую серьезную работу «Сто дней до приказа». Идею произведения Поляков вынашивал еще со времен службы в армии. В основу повести легла основная на тот момент социальная проблема советской армии – дедовщина. Несмотря на очевидную художественную ценность произведения, военная цензура не пропустила его в печать. Только в 1987 году, в период нестабильной политической ситуации в стране, произведение было напечатано в журнале «Юность».

«Гротескный реализм» и психологизм, своеобразный авторский язык, обогащённый аллегориями и метафорами, лёгкий иронический подтекст или острая сатира на злобу дня, чётко сформированная гражданская позиция - именно это является характерными чертами творчества Юрия Полякова. В одном из предисловий Юрий Поляков заметил: «Если после прочтения какой-нибудь книги в вашей голове задержалось хотя бы несколько авторских фраз и мыслей, значит, это приличный писатель и хорошая книга. От плохих в голове остается только желудочная тяжесть и обида на первопечатника Ивана Федорова».

В повести «Апофегей» Юрий Поляков оттачивает свой творческий метод - «гротескный реализм»: «Любовь и честолюбие, власть над людьми и неспособность сделать счастливым близкого человека, упоение номенклатурным взлётом и беспощадная жестокость аппаратных игр. Что происходит с человеком, когда он устремляется на покорение карьерных высот? И какую цену приходится платить за стремительное восхождение? Это книга об амбициях властолюбцев и о тех, кто попал во власть случайно. И ещё, конечно, о любви».

Произведение «Демгородок» становится первой в отечественной литературе сатирой на постсоветскую Россию. В то время, когда собратья по перу были увлечены дозволенным разоблачением предыдущего периода истории, Поляков одним из первых взглянул на уходящую советскую натуру с ностальгическим юмором, что на фоне тогдашних настроений вызвало гнев критиков и очередное признание читателей. Он вновь оказался оппонентом официальной, на сей раз либеральной, идеологии.

В одной из самых своих популярных книг - романе-эпиграмме «Козленок в молоке» Поляков дает ироническую картину жизни творческой интеллигенции, показывая, как формируются виртуальные «таланты» в литературе. Наиболее значительным произведением Ю. Полякова стал семейный роман «Замыслил я побег...», охватывающий тридцать лет жизни страны и серьезно повлиявший на становление «нового реализма» в отечественной словесности. По мнению критиков, этот роман явился одной из вершин отечественной реалистической прозы конца века.

В повести «Небо падших» перед нами разворачивается история трагическом любви, начавшейся между бизнесменом и его секретаршей.

Сборник «Возвращение блудного мужа» состоит из трёх повестей – «Возвращение блудного мужа», «Красный телефон» и «Подземный художник», которые объединяет очень важная для автора тема ухода из семьи и возвращения. Мастер бытовой и психологической детали, в них автор снова исследует тонкую материю любви, из которой скроена и сшита человеческая жизнь.

 

Сатирическая эпопея «Гипсовый трубач» не имеет аналогов в современной российской литературе. В эпопее освещена жизнь российского общества (охвачен период почти в полвека), которую Юрий Михайлович на страницах своих книг подверг глубокому психологическому анализу.

В сборник «Государственная недостаточность» вошли интервью (1986-2005 г.) Юрия Михайловича, в которых автор раскрывает перед читателем свой взгляд на жизнь и при помощи острой правды пытается достучаться до политической элиты.  

Ночью снова думал о России!

Как тысячелетнее дитя,

Развели державу, раструсили,

Погремушкой гласности прельстя!

Как и вы, ненавижу цепи я.

Но нельзя жить, отцов кляня!

То, что вы называли «Совдепия», −

Это Родина для меня… (Ю.Поляков)

В книге «По ту сторону вдохновения» Юрий Михайлович раскрывает тайны своего творческого искания перед читателем. В данном издании мы можем проследить, как жизненный путь автора, тесно переплетаясь с его созидательной деятельностью, нашёл отражение в особом дневнике творческой рефлексии.

Почти все прозаические произведения Юрия Полякова удостоились экранизации. Также писатель является одним из сценаристов фильма С. Говорухина «Ворошиловский стрелок». Пьесы, поставленные по драматическим произведениям автора, собирают полные залы. В 2015 году в столице состоялся первый Театральный фестиваль «Смотрины», посвящённый творчеству Юрия Михайловича. Произведения Полякова переведены на многие языки стран ближнего и дальнего зарубежья, включены в школьные и вузовские курсы современной российской литературы.

Интересна статья Д.Н. Каралиса члена Союза писателей России “Припомнить вкус молока” о натуральности прозы Полякова: «Если бы я выдвигал Юрия Полякова на Нобелевскую премию, то с формулировкой: «За сохранение лучших традиций русского литературного языка и высокую художественность». Или так: «За продолжение традиций Гоголя, Салтыкова-Щедрина, Чехова, Зощенко, Булгакова в русской литературе и высочайшее мастерство в художественном изображении жизни». Мастерство – вот что в первую очередь импонирует мне в прозе Юрия Полякова”.

 

Ю.М. Поляков продолжает традиции великой русской литературы и привносит в нее то новое, что связано с новым временем. Он современен во всем. Именно время – основное содержание его литературных изысканий, и именно поэтому можно надеяться, что его произведения будут пользоваться успехом не только у современных, но и у будущих поколений читателей.

Приглашаем познакомиться с выставкой!

 

Николаева Дарья Александровна, ведущий библиотекарь абонемента

Ваш комментарий

Даю свое согласие на обработку введенной персональной информации в соответствии с Федеральным Законом №152-ФЗ от 27.07.2006 "О персональных данных"
Подтверждение